Увидеть “Формулу-1” и полюбить!

Все – в парк!

Океан красных флагов, группы радующихся как дети мужчин и малышей, одетых в костюмы пилотов, бесперебойная продажа экипировки, но главное – это атмосфера, формульный дух, который впитываешь как губка. Из окон нашего автомобиля мелькали заправки, украшенные макетами болидов, а вдоль дороги – столбики с надписями “Истамбул парк”, – все указывало о масштабах и значимости праздника. Гран-при “Формулы-1” хорошо смотреть и по телевизору, но при этом нет возможности вдохнуть этого формульного кислорода! А он так сладок! Конечно же, стоит услышать вживую набат моторов и увидеть этот парад горящих глаз и трогательную преемственность поколений в любви к “Формуле-1”.

Дорога от современной части города – района “Таксим”, до “Истамбул парка” занимает около часа езды, а в день, когда идет сама гонка, время на дорогу можно смело помножить на два из-за пробок. Весь транспорт паркуется с правой стороны на заасфальтированном холме. А мы поворачиваем налево, пешком – через мост, а оттуда – на первый пункт проверки. После работы металлоискателя мы попадаем на ярмарку “Формулы-1”!

От “красных” нет спасения

Ярмарка “Формулы-1” – это второе после самой гонки зрелище, достойное посещения! Здесь вовсю бурлит формульная жизнь: фанаты испанца Фернандо Алонсо встречаются с поклонниками британца Льюиса Хэмилтона, можно приобрести экипировку команды своего любимчика и даже посоревноваться на настоящем болиде или просто посидеть на солнышке с бутылочкой холодного напитка и наблюдать за происходящим! Народ покорно строится в очереди к лоткам за фирменной одеждой “Формулы-1”. На ярмарке мы встретили много русскоязычных: русских, украинцев и даже парочку казахстанцев. Но более других выделялись фаны из Финляндии, Польши, Бразилии и Шотландии. Шотландцы, болеющие за своего соотечественника пилота “Ред Булл” Дэвида Култхарда, не имели флагов, но традиционные килты (мужские юбки) выдавали их симпатии.

И все-таки самая внушительная армия поклонников была у “красных” – за “Ферарри”, казалось, болел каждый второй. Наше внимание привлекла группа из России, в которой все до одного были в красном. “Изюминкой” же, выделяющей ее на фоне остальных, стал огромный российский флаг.

Здесь деньги делают на всем!

“Формула-1” – это огромная бизнес-структура. Деньги делаются на всем: журнал об “Ф-1” – 10 евро, прозрачный чехол для билета с веревочкой на шею – 10 евро, не говоря уже о втрое дорогих напитках и еде. Собственно, такие мероприятия всегда направлены на то, чтобы торговцы зарабатывали, а покупатели сорили деньгами.

Но как только началась в субботу квалификация, ярмарка “Ф-1” осиротела, народ переместился на трибуны. Квалификационные заезды выиграл бразильский пилот “Формулы-1” Фелипе Масса. Он слишком хорош на трассе в Стамбуле, и в предыдущие два года никому не удавалось его превзойти. Наглотавшись формульного воздуха, вечером уже в городе мы наблюдали еще одно уникальное спортивное явление – победу “Галатасарая” в чемпионате Турции по футболу. Такому футбольному болению можно только позавидовать – полный восторг фанов: с вывешиванием флагов с балконов, машин плюс несмолкаемые распевания гимнов и дикие пляски, салют… Своей победой “Галатасарай” зарядил батарейки болельщиков на всю ночь…

Оглохнуть от счастья

В воскресенье, 11 мая, мы встали рано, приехали в “Истамбул парк” за два с половиной часа до старта гонки. Я снова отметила, что поклонников “Формулы-1” мужского пола больше, чем женского в соотношении – 10:1. Однако вне зависимости от пола стоит только разок попробовать, чтобы на всю оставшуюся жизнь заразиться вирусом “Ф-1”.

Мы с легкостью нашли свою “серебряную” трибуну, пройдя многократные кордоны и надев серые “браслеты” на руку. Стоимость билетов на нашу трибуну – более 200 евро. На второй день уже не пользуемся берушами – затычками для ушей. Находиться без них вполне можно, когда привыкаешь к постоянному шуму гоночных болидов. Причем этот шум несоизмерим с тем, как шумят машины на улицах: помножьте этот звук на сто и получите нужные ощущения.

Империя Масса

Перед гонкой по стадиону прошлись девушки с флагами всех выступающих гонщиков, больше всего было немецких знамен – четыре. Гонщики проехали разогревочные круги во главе и выстроились на старте. Над стадионом мотылялся вертолет. Напротив, на холме, тысячи безбилетников организовали свою “трибуну”, продавцы предлагают отведать фирменных турецких калачей с кунжутом. Мы кутались в кофты, так как ветер в “Истамбул парке” был невыносимый. Видели, как с трассы вылетел Себастьян Бурдэ из “Торо Россо”, и на наших глазах эвакуировали его машину.

Победу же на Гран-при Турции в третий раз отметил бразилец Фелипе Масса, гордо отогнув три пальца на руке, он оставил позади Льюиса Хэмилтона из “Макларена” и своего напарника по “Феррари”, чемпиона мира 2007 года финна Кими Райкконена. Газета, выходящая на “Формуле-1”, – “Ред бюллетень”, тут же выпустила номер с броским заголовком: “Турецкая империя Масса”…

Марина ХЕГАЙ, Стамбул. Фото автора и Reuters