Его суть в том, чтобы сократить протяженность некоторых автобусных маршрутов и маршрутных такси, а также совсем убрать нерентабельные рейсы. Такая своеобразная альтернатива повышению тарифа, о котором еще с прошлого года трубят перевозчики.
Для разъяснения ситуации понадобился не один день. Мы обращались в разные инстанции, в первую очередь, отправили письменный запрос в вышеназванный отдел. Его сотрудники ответили, что "информация об изменении маршрутной сети города отделом… в СМИ не предоставлялась", так как данный вопрос не входит в его компетенцию. Нас перенаправили "за компетентными ответами… к уполномоченному органу" - в областное управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
Ответ на запрос теперь уже из этого ведомства не сильно прояснил картину. Наиболее полные сведения редакции предоставила Ассоциация "Союз автоперевозчиков Восточного Казахстана". Но обо всем по порядку.
За подписью начальника управления Армана Бекбосынова значится, что "в целях оптимизации затрат перевозчиков, увеличения рентабельности маршрутов и сохранения стоимости проезда… на уровне действующего управление… полагает возможным изменение технологических характеристик некоторых низкорентабельных маршрутов, при обязательном условии сохранения качества обслуживания пассажиров на прежнем уровне".
По этому поводу заместитель начальника усть-каменогорского Центра пассажирских перевозок Ольга Графкина высказалась так:
- Существующую схему движения автобусного транспорта двенадцать лет назад разработали специалисты ВКГТУ им. Д. Серикбаева. В 2005 году был дополнительно изучен пассажиропоток, и на этой основе схему откорректировали. Сегодня она является оптимальной. Если произойдет реорганизация маршрутов, пассажиры будут возмущены.
Пока неизвестно, претворится ли идея чиновников в жизнь, но можно представить, какими будут последствия. Протяженные городские маршруты разделятся на два. Например, № 33, курсирующий от поселка Металлург до поселка Октябрьский, разобьется на "Металлург - Речной вокзал" и "Речной вокзал - п. Октябрьский". Соответственно, чтобы добраться из одного конца города в другой, придется пересаживаться и платить не 40 тенге, как нынче, а 80. Доходность маршрутов увеличится, но каким путем!..
Автоперевозчики возможную перспективу видят, и она их не вдохновляет:
- Чиновники не принимают решение о повышении тарифа, мотивируя это заботой о кошельке пассажира, - говорит председатель вышеозначенной Ассоциации Николай Масич. - Мы выступаем за повышение тарифа на проезд в автобусах до 50 тенге, а в маршрутных такси - до 55-60 тенге.
Чем обосновано это заключение - подробно и поэтапно рассказано в письме Союза автоперевозчиков Восточного Казахстана к руководителям СМИ города и области.
Итак, 30 октября минувшего года перевозчики обратились в областное управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог по вопросу повышения стоимости проезда.
- Тарифы должны пересматриваться не реже одного раза в три года, а на момент нашего обращения с этой даты прошло три года пятнадцать дней. К тому же тарифы могут корректироваться чаще, в случаях увеличения затрат более, чем на десять процентов, от не зависящих от перевозчика обстоятельств: увеличение стоимости ГСМ, запасных частей и так далее. Это предусмотрено и действующими договорами Усть-Каменогорска. Ко времени обращения затраты перевозчиков увеличились на 28 процентов, - констатировал г-н Масич.
На основании документа, предоставленного Ассоциацией в управление, приказом по ведомству от 6 ноября ушедшего года была создана рабочая комиссия по определению стоимости проезда на внутригородских маршрутах Усть-Каменогорска. Рассмотрев доводы и аргументы перевозчиков, проверив предоставленные расчеты, комиссия утвердила, что средний тариф перевозки одного пассажира при нормативных затратах составляет 65 тенге, а с учетом фактических затрат - 50 тенге.
- Если повышения тарифа не произойдет, мы выдвинем требование: выплатить автоперевозчикам из бюджета компенсацию в сумме 480 миллионов тенге за текущий год. За прошлый год они потеряли приблизительно аналогичную сумму, тогда же им пришлось снизить до предела все затраты. Из-за этого перевозчики вынуждены рисковать: вовремя не меняют масло, не проходят техобслуживание, не делают ремонт транспорта, на пять-десять процентов уменьшили своим работникам заработную плату. Среднемесячная зарплата работника общественного транспорта составляет всего 42-44 тысячи тенге, - добавляет Николай Владимирович. - Без повышения тарифа невозможно увеличить жалование и тем самым сохранить специалистов. Тот же городской отдел экономики и бюджетного планирования в конце 2008 года проводил в областном центре исследование на предприятиях пассажирского транспорта. Выяснилось, что наблюдается недостаток водителей в пределах 350 человек, также нужны кондукторы.
Из-за нехватки средств перевозчики лишены возможности закупать зимнее топливо, в среднем по 108 тенге за литр. Экономичнее брать летнее, в пределах 75 тенге. Но…
- Температура его замерзания - минус 25 градусов по Цельсию, а нам приходится работать в любую, даже самую морозную, погоду. Топливо становится, как парафин, перестает течь по трубам. В результате уже через пару часов после выхода автобусы сходят с рейсов, бывает до 50 случаев в день. Страдают и наши работники, и горожане, - добавляет директор ТОО "Рост" Мурат Сандыбаев.
…С вопросом о повышении тарифа власти не разобрались до сих пор. Три с лишним месяца члены Ассоциации "Союз автоперевозчиков Восточного Казахстана" не сдавались, направляя в областной акимат все новые и новые документы.
Больше всего перевозчики недовольны вялыми действиями со стороны уполномоченного органа - областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог. По информации, предоставленной в письме руководителям СМИ, официальную заявку для принятия решения о повышении тарифа в это ведомство они направили 9 декабря минувшего года. При этом не забыли упомянуть, что срок согласования и принятия решения составляет 15 дней. Встреча с начальником управления состоялась 15 декабря, но ясности не внесла. А 24 декабря положенный срок истек. По словам г-на Масича, в целом сроки "превышены более, чем в шесть раз".
5 января аким областного центра провел совещание по наболевшему у перевозчиков вопросу. Позже в городской газете было размещено, на их взгляд, "безапелляционное заявление о том, что… тариф увеличен не будет" (из письма СМИ). В соответствии с протокольным поручением акима Усть-Каменогорска отделом экономики и бюджетного планирования было предложено "для снижения затрат и увеличения рентабельности тарифа… данный вопрос отработать с КГП "Центр управления пассажирскими перевозками", откорректировав маршрутную сеть с точки зрения заполняемости и востребованности жителями города".
В самом Центре, как можно понять из прочитанного выше, этому предложению не рады. Специалисты также считают более разумным выходом повышение тарифа.
А что лучше для горожан: платить за проезд два раза по 40 тенге или один раз по 50, 55-60 тенге? Из двух зол выбирают меньшее…
Изменится или не изменится схема движения общественного автотранспорта - пока неизвестно, но узнать расписание внутриобластных городских и междугородных рейсов можно на сайте акима Восточно-Казахстанской области: www.akimvko.gov.kz в рубрике "Транспорт и связь". Или позвонив по телефону Центра диспетчерского сопровождения: 8 (7232) 26-66-00 и отдела расписания: 8 (7232) 26-05-01.