Утром - деньги, вечером - стулья…

В контексте стремления России стать энергетической сверхдержавой вполне уместно несколько слов сказать о строящемся нефтепроводе Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО).
Инициатором проекта несколько лет назад выступила компания "Лукойл" и только теперь, после шумных разборок с Белоруссией, он запущен.
Согласно планам необходимо создать на том конце трубопровода - в Мурманске - нефтеналивной порт.
Как это ни парадоксально, но именно из Мурманска можно более успешно экспортировать нефть в Северную Европу, начать поставки в США, и какая-то часть обязательно будет куплена странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Выгоды такого маршрута налицо, во-первых, это позволит заметно снизить уровень зависимость российского углеводородного экспорта от Европы, во-вторых, что более всего важно, Россия сможет самостоятельно определять, кому поставлять нефть и в каких объемах.
Только тогда можно будет говорить о России как об энергетической сверхдержаве.
Сейчас Россия ощущает острый дефицит портовых мощностей и вынуждена экспортировать нефть через третьи страны. Эти факторы как бы предопределяют бессилие российского влияния в энергетической сфере.
Москва сегодня фактически не делает погоды даже на европейском рынке, а говорить о мировом рынке даже не приходится. Пока Россия привязана к Европе, она может рассчитывать на статус, максимум, региональной сверхдержавы, но отнюдь не мировой.
Это можно ярко проиллюстрировать на примере Саудовской Аравии - мировой энергетической сверхдержавы.
Саудовцы оказывают прямое влияние на мировой рынок нефти, Россия пока вынуждена довольствоваться ролью "подносчика снарядов", и ее значение возрастает лишь в случае форс-мажорных обстоятельств на нефтепроводах.
Уместно предположить, что после публично заявленной поддержки нефтепровода Бургас-Александруполис со стороны американской компании Chevron и казахстанской "КазМунайГаз", все проблемы по НБА решены и теперь настала очередь бегло просмотреть титры вестерна, раскручиваемого на глазах озадаченной публики.
Что примечательно, к одобрению НБА вместе с американцами и казахами присоединились российско-британская ТНК-ВР.
Chevron акцентирует внимание на том, что теперь участие в КТК для компании станет экономически оправданным, а казахско-российско-британское трио открыто заявляет о стремлении получить в проекте доли Болгарии и Греции. Из всего сказанного следует, что Chevron уже раздумывал о своем выходе из консорциума, если вопрос по расширению мощностей КТК не решился бы. Кстати, после официального подписания документов по Бургасу-Александруполису вполне возможно, и Chevron станет совладельцем какой-то доли в проектируемом нефтепроводе.
России это однозначно выгодно, ибо решает проблемы по заполнению трубы. Заинтересованность Chevron привлекает в будущую трубу дополнительные объемы добычи с Тенгиза и, возможно, будущие объемы с перспективного Кашагана. Американцы, стремясь диверсифицировать поставки энергоресурсов и уйти от нежелательной в случае возможного форс-мажора в Персидском заливе зависимости от арабской нефти, готовы пойти на договор и с Россией, способной подобную стратегию обеспечить.
Геополитические интересы американской администрации далеко не всегда совпадают с прагматическими коммерческими интересами американских нефтяных компаний.
Так, в принципе, случилось и на этот раз. На следующий день после подписания Россией, Грецией и Болгарией соглашения о строительстве НБА, заместитель госсекретаря США по делам Европы и Евразии Дэниел Фрид заявил, что американцы будут продолжать работу по созданию в Евразии системы газопроводов, альтернативной сетям российского "Газпрома".
Предполагается активно привлечь к ней центрально-азиатские страны.
По мнению Фрида, Запад стремится создать так называемый "южный коридор", который позволит Европе диверсифицировать источники получения газа, вместо того, чтобы зависеть от одного поставщика или одной сети трубопроводов. Понятно, что речь идет о российском "Газпроме" и его экспортной трубе.
Планы по "южному коридору" понятны и просты: акцент на газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум (БТЭ), по которому газ с азербайджанского месторождения Шах-Дениз доставляется в Грузию и Турцию. С последующим расширением БТЭ и подключением к нему лоббируемого ныне транскаспийского трубопровода, который будет поставлять газ из Казахстана и Туркменистана в Европу.
При этом самого большого внимания от США удостоился Азербайджан, объемов газа которого, как предполагают, хватит не только для БТЭ, но и частично для заполнения еще одного лоббируемого газопровода "Набукко", который соединит Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию и Австрию.
Американцы, по большому счету, не благотворительный фонд, руководители которого спят и думают лишь об интересах своих европейских партнеров.
В своем последнем по времени послании к конгрессу "О положении страны" президент Джордж Буш говорил о жизненно важной задаче диверсификации поставок энергии в Америку. Данные мотивы, надо полагать, заставляют госдепартамент действовать еще активнее.
Москва явно не прочувствовала тенденции последнего времени в Европе. Там уже давно говорят о европейской энергетической безопасности, переведя вопрос диверсификации энергопоставок из области коммерческой в плоскость безопасности.
Данной проблемой, по всей видимости, будет заниматься не рыхлый и не очень инициативный Евросоюз, а более крепкий и мужественный Североатлантический альянс (НАТО).
То есть вектор принятия решений по энергетической безопасности Европы будет смещен из предполагаемого Брюсселя во вполне конкретный Вашингтон.
Заявления заместителя госсекретаря Фрида, прозвучавшие на следующий день после подписания Путиным соглашения по НБА, символичны. Надо думать, США дают понять Москве, что позиции сверхдержавы на мировом энергетическом рынке стабильны, и они внимательно следят за развитием событий.
Наряду с газопроводами, Фрид также остановился на трубопроводе БТД, начавший прокачку нефти в июле 2006 года, и другом нефтепроводе, который должен соединить турецкие города Самсун и Джейхан.
Европейцев во всей этой сложной конфигурации игроков на глобальном энергетическом рынке волнует лишь один ключевой вопрос - где взять длинные деньги на широко разрекламированные проекты в обход России?
Пока со стороны США раздаются лишь вполне реальные словесные декларации, не подкрепленные финансовыми ресурсами…