“Может случиться более страшная трагедия”
После прорыва плотины в Кызылагаше, унесшего, по последним данным, 45 жизней, ветераны-гидростроители, участвующие в ремонтно-восстановительных работах на Бартогайском водохранилище Алматинской области, обратились с письмом в партию “Нур Отан” и сообщили о вопиющих фактах расхищения бюджетных средств при ремонте этого стратегически важного объекта. “Может случиться еще более страшная трагедия, чем в Кызылагаше, так как многие работы, на которые государство выделяло деньги, не проводились”, – написали они в своем письме.
Опасения специалистов разделяют жители близлежащих поселков Енбекшиказахского района. В разговоре с нашими корреспондентами они просили обратить внимание на трещины на плотине, сквозь которые сочится вода (газета об этом писала в статье “Стратегическая запущенность”, № 13 от 26 марта).
Деньги на ремонт плотины государство старалось выделять регулярно – ведь объект стратегического значения, и в своей чаше он может содержать до 320 миллионов кубических метров воды – намного больше, чем было в Кызылагашском водохранилище, которое прорвало 12 марта. Бартогайское водохранилище построили в конце 70-х годов на высоте 1100 метров над уровнем моря, в девятибалльной сейсмической зоне. Оно имеет насыпную плотину, такую же, как в Кызылагаше.
“Земляные плотины всегда очень опасны, за ними глаз да глаз нужен”, – говорят специалисты.
Бумажная “фантастика”?
Со слов гидростроителей, в 2001 году через департамент сельского хозяйства акимата Алматинской области прошло 35 миллионов тенге, эти деньги предназначались для ремонта водохранилища. В 2003 году, по данным Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК, на реконструкцию Бартогайского водохранилища из республиканского бюджета было выделено 149 миллионов тенге. В 2004 году на завершение этих работ ГУ “Управление по эксплуатации Бартогайского водохранилища и Большого Алматинского канала имени Д. Кунаева” получило еще 72,6 миллиона тенге. Дополнительно объект зарабатывает на продаже поливной воды сельчанам, а это десятки миллионов тенге ежегодно.
В своем письме, копию которого гидростроители передали в редакцию “Каравана”, специалисты со стажем работы от 26 до 53 лет просят обратить внимание на следующие факты, имевшие место в 2003–2004 годах.
В частности, цементные работы на водовыпусках плотины (за них руководство водохранилища отчиталось в актах выполненных работ), оцененные в 19,3 миллиона тенге, так и НЕ ПРОВОДИЛИСЬ. А железобетонная подпорная стенка (объем 740 кубических метров) стоимостью 23,8 миллиона тенге НЕ МОГЛА БЫТЬ ВЫПОЛНЕНА – водохранилище было заполнено водой.
– Подпорная стенка якобы была выполнена на глубине 30–35 метров, в таких условиях бетонировать невозможно – это могут сделать только высококвалифицированные водолазы, нужно спецоборудование, а его не было, – говорят специалисты. – Ежедневный отчет об уровне воды в водохранилище шел в Министерство сельского хозяйства, это можно проверить.
“Вместо ремонта – ущерб”
Как также следует из письма, руководство водохранилища отчиталось за все проектные объемы цементационных работ правобережного примыкания плотины (длина – 894 погонных метра), тогда как работы были выполнены только на 350 погонных метрах, а зацементировано всего 135 погонных метров на сумму 2–3 миллиона тенге. На бумаге сумма куда значительнее – 13,5 миллиона тенге.
Среди гидростроителей, подписавшихся под заявлением, – первый вице-президент АО “Гидроспецстрой” Виталий ЧАРИН, специалист с 53-летним стажем работы. Как рассказал нам Виталий Николаевич, в 2003 году компания выполнила ремонтные работы на Бартогайском водохранилище на сумму 86 миллионов тенге. Оставались еще работы на 14 миллионов тенге. Неожиданно о завершении работ компанию уведомил письмом директор ГУ Елеусиз СУЛТАНГАЗИЕВ.
– Сказали, все сделают сами. Мы были в шоке: как сами, когда нет специалистов, оборудования! – говорит Виталий Чарин. – Работы не были завершены, а деньги получены РГП в полном объеме.
“Вместо ремонта гидротехническим сооружениям был нанесен ущерб, – коллективно считают гидростроители, – нарушена сейсмоустойчивость и прочность основания плотины”.
В 2010 году в горах очень много снега, и водохранилище может быть заполнено под завязку. А спускать воду в больших количествах по Большому Алматинскому каналу невозможно по причине его аварийного состояния. Или другая деталь, о которой нам сказали гидростроители: директор ГУ был в одном лице и генподрядчиком, и техническим надзором со стороны Комитета по водным ресурсам, принимавшим сам у себя акты выполненных работ, на которые ставил свою печать!
Кто отреагирует на опасения специалистов?
Мы – не специалисты и мало понимаем в “подпорных стенках” и “оголовках”. Но после трагедии в Кызылагаше любой потенциально опасный объект должен быть полностью проверен на предмет безопасности. А заодно проверено расходование бюджетных средств. Странно, что до сих пор никто не поинтересовался, как под водой, на глубине более 30 метров, рабочие, а не водолазы укладывали бетон в гидротехнические сооружения? А еще те, кто был на плотине, утверждают: в запретной зоне построены бревенчатые домики. Интересно, для каких целей?
Кстати
По данным Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства, из 457 водохозяйственных объектов Казахстана в частной собственности находятся 148 (в частности, в Акмолинской – 31, в Восточно-Казахстанской – 43, в Жамбылской – 35). При этом в технически неисправном состоянии – 15 частных объектов, 11 из них – в Восточно-Казахстанской области.
Елена КОЭМЕЦ, Тахир САСЫКОВ (фото)