Часть первая
Обычно, трудовую миграцию из Центральной Азии принято воспринимать как явление негативное. Время от времени в России и Казахстане, куда в основном центрально-азиатские потоки устремлены, раздаются голоса о том, что мигранты совершают множество преступлений криминального характера.
И потому необходимо ужесточить миграционную политику, обеспечив, как некоторым представляется, безопасность общества в целом.
С другой стороны, Россия и Казахстан ощущают острый дефицит рабочей силы. Он заставляет Москву и Астану, искать пути выхода из сложившейся ситуации.
Попытки на уровне СНГ и ЕврАзЭС решить проблемы трудовых мигрантов нельзя назвать успешными. Страны-поставщики рабочей силы, в числе которых - Узбекистан, Киргизия и Таджикистан, - как будто хотят заключить соответствующие соглашения со странами-потребителями, но на поверку не форсируют процесс подписания соответствующих документов. По сути, их устраивает нынешняя ситуация.
Поставщикам рабочей силы нет особой разницы, сколько человек, в какие страны и на каких условиях уезжают из страны.
Во-первых, по динамике роста денежных переводов из России и Казахстана видно, что свои деньги трудовые мигранты в большинстве случаев отправляют домой. Естественно, домохозяйства, получившие переводы, тратят деньги, стимулируя потребительский спрос и повышая капитализацию национальных экономик. Если следовать экономической логике, государству нет особой разницы, откуда и каким образом деньги приходят в страну. Важнее создать внутри страны инфраструктуру бизнеса, способную утилизировать возникающую в стране излишнюю ликвидность.
Во-вторых, чиновники в странах-поставщиках не хотят, чтобы миграционные потоки стали законными. В случае, если соответствующее соглашение между государствами на двусторонней или многосторонней основе будет подписано, сузятся возможности для коррупции. Сейчас трудовой мигрант дает взятки тем, кто организует вояжи за границу, пограничникам и таможенникам, от которых зависит успешное прохождение госграницы, сотрудникам силовых структур, которые закрывают глаза на большие потоки незаконных трудовых мигрантов. Как правило, представители вышеуказанных структур, за исключением неорганизованных дилеров, призваны поставить миграционные потоки на законную основу и регулярно встречаются в рамках двусторонних и многосторонних переговоров по данной проблеме. Разумеется, они не будут рубить сук, на котором сидят и благоденствуют.
В-третьих, только наивный человек может поверить в то, что руководители и госаппарат стран-поставщиков искренне стремятся заняться регулированием миграционных потоков. К примеру, двусторонний договор по трудовой миграции Узбекистан подписал с Южной Кореей. Узбекские власти не афишируют число своих граждан, покинувших страну в поисках материального достатка в Южной Корее. Это наносит удар по имиджу страны, ибо говорит о неспособности Узбекистана обеспечить достойной работой своих собственных граждан. Разумеется, добиться от статистических органов объективной информации о количестве мигрантов, большая проблема. Но решаемая, ибо южнокорейские власти статистику въезда ведут, надо думать, весьма скрупулезно. Поэтому ни Узбекистан, ни Киргизия, ни Таджикистан не хотят давать России и Казахстану возможности взять под контроль миграционные потоки из своих стран. Этим нежеланием и можно объяснить то, что страны СНГ никак не соберутся подписать всеобъемлющее соглашение на многосторонней основе.
Российский демарш
С начала текущего года Федеральная миграционная служба (ФМС) России определила квоту для трудовых мигрантов из-за рубежа. В 2008 году Россия примет 2 миллиона человек, что в три раза меньше, чем в 2007 году. Официальная мотивировка сокращения такова: большинство приезжающих стремятся в Москву и Санкт-Петербург, которые сегодня не готовы принять всех желающих.
Напомним, что в 2007 году российское правительство установило квоту в 308 тысяч человек по привлечению трудовых мигрантов из стран, с которыми Россия поддерживает визовые отношения. Тогда же было разрешено приехать и 6 миллионам представителей СНГ в безвизовом режиме.
Сообщив об этом, директор ФМС РФ Константин Ромодановский также добавил, что сохраняется 30-процентный резерв на привлечение дополнительной иностранной рабочей силы, если будет ощущаться дефицит. Поэтому суммарно Россия примет в текущем году 2 миллиона 600 тысяч человек.
Столь кардинальное сокращение квоты воспринимается российским бизнес-сообществом неоднозначно. Если крупный российский бизнес эта мера затронет несущественно, то представителям среднего и малого бизнеса можно лишь посочувствовать. При новом миграционном законодательстве иностранцы не могут работать на рынках и продавцами в торговой сети, однако в российской экономике еще довольно много мест, где труд трудовых мигрантов востребован.
С другой стороны, трудно понять ФМС, которая ратовала за вывод гастарбайтеров из тени методами высоких штрафов и угроз депортации. ФМС также предлагала перейти от разрешительной системы регистрации мигрантов к уведомительной. При этом глава ФМС признал, что в 2007 году на учет в России поставлено 7 миллионов 300 тысяч иностранцев. За разрешением на работу обратились только 2,3 миллиона человек. Это всего лишь третья часть всех поставленных на учет иностранцев. Как заявил журналистам К.Ромодановский, в 2006 году ФМС выдала всего 600 тысяч разрешений на работу в РФ.
Казахстан стимулирует миграцию
Примерно в одно время со своими коллегами из российской ФМС, казахстанское правительство увеличило квоту на привлечение иностранной рабочей силы в страну. Согласно соответствующему правительственному постановлению, квота на текущий год составит 1,60 процента к экономически активному населению (ЭАН) республики.
В том числе, первой и второй категорий (руководящий состав организации, специалисты с высшим и средним профессиональным образованием) - 0,60 процента, третьей категории (квалифицированные рабочие) - 0,93 процента, четвертой категории (рабочие, занятые на сезонных сельскохозяйственных работах) - 0,07 процента.
Чтобы подсчитать квоту в количественном значении, необходимо знать число экономически активного населения. По данным казахстанского правительства, это порядка 8 миллионов человек. Путем несложных арифметических подсчетов, выясняем, что Казахстан может привлечь около 128 тысяч иностранцев.
Напомним, что в 2007 году квота была утверждена на уровне 0,80 процента к ЭАН.
Как все аукнется…
Применительно к России, фактор резкого снижения уровня квоты на текущий год может означать нижеследующее.
Во-первых, всем понятно, что желание ФМС сократить квоту не приведет к снижению миграционного потока в Россию. Надо помнить, что по данным международных организаций, Россия сегодня является европейским лидером по количеству трудовых мигрантов, работающих в других странах. Приводятся и цифры - 48 процентов от всего количества европейских мигрантов приходится на долю России. Если граждане СНГ предпочитают искать работу в РФ, то, в свою очередь, россияне ищут счастья в других европейских странах.
Ключевой цифрой является количество иностранцев, которые были взяты на учет в 2007 году - 7 миллионов 300 тысяч человек. По всей видимости, в 2008 году количество мигрантов будет и того больше. ФМС собирается на законных основаниях взять на учет 2-2,6 миллиона иностранцев. Значит, остальная часть мигрантов будет работать в РФ незаконно.
Во-вторых, из 7,3 миллиона иностранцев, взятых на учет в 2007 году, за разрешением на работу обратились всего 2,3 миллиона человек. Судя по всему, в текущем году волна добровольных обращений существенно снизится. Работодатели и мигранты будут опасаться попасть в критическую ситуацию, когда квоту закроют, а данные по мигрантам уже окажутся в ФМС.
России необходимо покрыть дефицит рабочей силы, уезжающей из страны в европейские страны, а также покрыть потребности растущей, это уже факт, экономики.
Если доверие к миграционным органам вследствие снижения квоты снизится, то и обращений за разрешением на работу станет заметно меньше. Тем самым, ФМС вольно или невольно стимулирует российских работодателей использовать труд нелегальных мигрантов.
Продолжение следует
Фото с сайта http://www.kp.ru