Совладелец строительного холдинга Айдын РАХИМБАЕВ на своей странице в соцсетях опубликовал гневное письмо ко всем, кто мешает ему работать:
"Я возмущен! BI подает заявление в полицию и в суд! Пока кто-то борется с коронавирусом и делает всё, что возможно и в силах, чтобы остановить инфекцию, кое-кто пытается не просто сделать на этом хайп, а добиться каких-то личных целей и свести счеты, распространяя неверную информацию.
…наши юристы подают заявление в полицию на возбуждение уголовного дела за распространение недостоверной, ложной информации… Нельзя на горе делать хайп!".
Пока неизвестно, нашла ли полиция людей, которые так не понравились главе строительного холдинга. Но за это время BI Group успел построить два госпиталя – в Нур-Султане и Алматы. И вопросов меньше не стало.
Кто имеет право знать?
Вопросы вызывает весь проект, от начала и до конца.
Зачем нужны госпитали прямо сейчас?
Почему их строят только три?
Зачем их надо было строить за две недели?
И следствие. Зачем нужно было напряжение тысяч человек – строителей и специалистов подрядных организаций? Это же дополнительный риск заражения этих людей.
Сколько будут использоваться инфекционные госпитали в будущем?
И, наконец, сколько они стоят?
Все вопросы, кроме последнего, следует задавать не BI Group, а правительству. Государство в лице минздрава является заказчиком проекта и оплачивает работу. Но почему-то совладелец холдинга принял всё на свой счет. Почему так произошло? Видимо, для этого надо ответить на еще один вопрос. Почему именно BI Group получил этот заказ?
Во время режима ЧП чиновники получает особые права и могут передавать государственный заказ по своему усмотрению и без тендера.
Однако рано или поздно режим чрезвычайного положения будет снят, и тогда вопросы вновь возникнут на горизонте. У депутатов парламента, у аудиторов Счетного комитета, у простых людей. В конце концов, это бюджетные деньги, и народ имеет право знать, на что они были потрачены.
190 000 000 долларов за 2 года
Так почему именно BI Group? Центральная фигура холдинга – его глава и совладелец Айдын Жумадилович Рахимбаев. Ему 47 лет. По образованию – строитель. Начинал бизнес, если верить разным интервью, с разгрузки вагонов и торговли мукой. Два раза подходил к банкротству, но сумел выстоять. Занимает 46-ю позицию в списке "50 богатейших бизнесменов Казахстана" от журнала "Форбс". Состояние – 485 миллионов долларов на май 2019 года. Причем еще в мае 2017 года его состояние оценивалось в 295 миллионов долларов. То есть за два года он заработал 190 миллионов.
В 2017 году BI Group построил в столице пять кварталов жилого массива "EXPO Boulevard" в самом сердце комплекса ЭКСПО-2017. Видимо, компания получила право на это строительство за участие в подготовке выставочного комплекса. Однако перед этим, в ноябре 2016 года, на территории ЭКСПО рухнул мост между двумя комплексами. По заключению экспертов, причиной обрушения была ошибка в проектировании объекта. Инцидент тогда замяли. Но он стал маркером отношения между BI Group и правительством.
Всем известно, что без поддержи сверху ни один бизнес в Казахстане не сможет развиваться успешно. Всегда нужен агашка. Однако Айдын Жумадилович раз за разом дистанцировался от подобных слухов. Более того, показывал, какой он независимый и прогрессивный self-made-man – человек, сделавший себя сам.
Фишка миллионера
Аналитический сайт Polit.ru видит в тихой развязке истории с обрушением галереи мощную руку покровителей. "Окажись подрядчиком любая другая строительная компания, без "посадок" бы точно не обошлось. Но это не про BI Group. Знающие... наблюдатели предполагают, что, как и в случае с банковским кредитом, Рахимбаеву в данном случае помогли некие влиятельные лица. По итогам расследования всё списали на технические недочеты, нашли "крайних" в лице тех же сварщиков. В итоге BI Group всё сделала заново, а скандал был быстро замят", – говорится в материале "Казахский бизнес, российская экономика и большая политика" – пишет сайт.
Сам Айдын Рахимбаев – очень успешный блогер и лидер мнения.
Кажется, единственный из казахстанского списка "Форбс". Он активно путешествует по континентам и регулярно постит на своей странице отчеты с путевыми заметками. И те набирают тысячи лайков. Большая часть СМИ страны только мечтает о такой популярности, какую получил простой строитель-миллионер.
Одна из фишек миллионера в том, что, летая по странам и континентам, он везде ищет соотечественников-казахстанцев и проводит с ними встречи, которые широко освещает в социальных сетях, заметил Polit.ru. "Встречается он и с казахстанскими студентами, и с вахтовыми рабочими, и с участниками многочисленных волонтерских программ. Для чего бизнесмену, выезжающему за рубеж, собирать казахстанские сообщества, проводить встречи, тратить на это время. Похоже, за всем этим стоит некая программа, которую г-н Рахимбаев неуклонно и точно выполняет…", – уверен автор материала.
По его мнению, политические амбиции у Рахимбаева есть. И весьма серьезные. Причем он этого не скрывает, о чем наглядно свидетельствует всё его публичное поведение. Глава BI Group постоянно присутствует в СМИ, дает интервью на любые темы текущей повестки.
Наряду с деловым послужным списком в активе у Рахимбаева есть все необходимые "трамплины" для выхода на поле большой казахстанской политики.
Кто этому способствует – вопрос, пожалуй, самый интересный, хотя ответ на него вряд ли появится в скором времени. Это неплохо, что приходят новые личности, имеющие нужные связи в высоких кругах (без этого тут никак), но при этом не боящиеся выходить из тени и открыто вести самостоятельную игру. Наверное, Казахстану сейчас действительно нужны свежие лица: слишком как-то всё застоялось в политическом поле страны.
Любимая тема Рахимбаева в соцсетях – патриотизм и польза для Родины. Кстати, именно к первому пункту он апеллировал, когда заявил, что BI Group будет привлекать к суду всех, кто задает критические вопросы о строительстве инфекционных госпиталей. Не отрицаем, вклад холдинга в борьбу с пандемией велик. Но было бы странным, если бы компания, получающая государственный заказ, не выделила бы средства в помощь врачам. Это как минимум вызвало бы недоумение у госслужащих.
Черный, черный металл
Однако подобный патриотизм вызывает сомнение, если посмотреть на BI Group как на участника строительного рынка.
Казахстан импортирует порядка 4,5–5 миллионов тонн изделий из черного металла. Половина из этого объема – металлоконструкции, которые используются в строительстве. BI Group позиционирует себя крупнейшим игроком на этом рынке. В год холдинг строит около 1,5 миллиона квадратных метров жилья и коммерческих объектов, сообщил Рахимбаев на своей странице в соцсетях. Таким образом, эта строительная компания – самый крупный потребитель металлоконструкций.
Кто основной поставщик металла в Казахстан? В принципе, все страны-экспортеры известны – Россия, Китай, Турция, Германия, Польша. Но статистические данные по импорту, которые Казахстан предоставляет в ВТО, не сходятся с данными стран-партнеров. Разница очень большая – от 30 до 100 процентов. Это говорит, что на таможне до сих пор происходят махинации с информацией по ввозу и экспорту товаров, уверен общественный фонд "Transparency Kazakhstan". Его исследование "Таможенная коррупция Казахстана: зеркальный анализ товарооборота" было опубликовано в 2018 году.
"Подобное положение дел в таможенной администрации Казахстана способствует формированию теневого бизнеса, коррупции и является прямой угрозой здоровью и безопасности нации", – считают в международной организации.
Сам Айдын Рахимбаев, озвучивая предварительную версию крушения конструкции на ЭКСПО, сказал, что причиной могло стать несоответствие заявленной в документации прочности металла – подрядчик BI Group использовал китайский металл.
Никто не получает прибыль. Все получают убытки. Все ушли в минус. Но одна компания работает
Телеграм-каналы активно строят версии, кто же покровительствует Айдыну Жумадиловичу. Есть разные версии, но все сводятся к тому, что человек этот влиятельный. Косвенное свидетельство тому – собственно передача заказа на строительство инфекционных больниц.
Глава BI Group громко заявляет, что компания не получает прибыли. А руководители вовсе работают бесплатно. Может быть. Но надо ли говорить сейчас о прибыли? Каждый из нас почувствовал, что такое остаться без работы во время карантина. Больше 8 миллионов человек подали заявки на получение единовременного пособия. 90 процентов трудоспособных казахстанцев!
С компаниями – точно так. Нет работы – нет дохода – нет прибыли. Поэтому просто то, что одной фирме во время всеобщего запрета дали возможность работать, – само по себе карт-бланш. Это предприятие не сокращает своих работников, платит по счетам, у него идет оборот средств. Оно живет. Поэтому говорить, что BI Group не получил прибыль – неправильно как-то. Никто не получает прибыль. Все получают убытки. Все ушли в минус. Но одна компания работает. Тут надо извиняться, что выбрали не вас, а меня.
24 апреля министр национальной экономики Руслан ДАЛЕНОВ представил проект реестра госкомиссии по обеспечению режима ЧП. В Сети начал гулять список предприятий-претендентов из 361 компании. То ли на получение государственной помощи, то ли на разрешение работать. Нет свидетельств, что список и есть тот самый проект реестра, который вошел в доклад Даленова. Но выглядит он правдиво. В нем указаны и компании Айдына Рахимбаева и BI Group. Если это правда, то вот еще одно свидетельство близости мультимиллионера и его таинственного покровителя.
P.S. 6 мая мажилис одобрил во втором, окончательном чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам исполнительного производства". Поправки направлены на исполнение поручения Президента ТОКАЕВА о декриминализации клеветы. Теперь дело за сенатом.
P. P.S. PR-служба BI Group сообщила "КАРАВАНУ", что ей неизвестно, на каком этапе находится расследование по заявлению, поданному компанией.
Алматы