Ушла в секту. Вернусь не скоро...

О деструктивном влиянии нетрадиционных религий уже нужно не просто говорить, а кричать, уверены специалисты.


По данным Агентства по делам религий, в Казахстане действует 4551 религиозное объединение. Они представляют собой весь спектр не только мировых и традиционных религий, но и новых верований и культов. Из всего количества 2815 – исламские, 1283 – протестантские, 306 – православные, 118 – католические, 25 – иудейские и 4 – буддистские. Говорят, атеистом сегодня быть не модно!

Но разобраться в деятельности многочисленных религиозных объединений человеку бывает трудно. Особенно если эти организации пытаются как можно “мудрее” запудрить вам мозги под предлогом “лучшей жизни” и “решения проблем”.

Таких историй немало!

Юрист центра посреднического разбирательства “КИТЕЖ” Оксана ЗЕМЛЯНАЯ рассказала о нескольких типичных случаях из практики:

– После пережитой трагедии Алия попала в сети религиозного объединения “Новая жизнь”, где к ней были применены методы психологического воздействия (этому есть доказательства, была проведена экспертиза). Женщина продала бизнес, квартиру и эти деньги вместе с теми, что собрала на обучение детей, отнесла в секту. Только спустя десять лет Алия нашла в себе силы выйти из “Новой жизни”, но потеряла к тому моменту практически все: бизнес, карьеру, положение в обществе, жилье. И здоровье тоже…


Ведущий специалист департамента по делам религий Нурмухамед МЕЙМАНХОДЖАЕВ, комментируя “Каравану” ситуацию по деструктивному влиянию некоторых религиозных объединений, отметил, что по новому закону “нельзя принудительно ни отчуждать имущество граждан в пользу религиозного объединения, ни вовлекать в религиозную деятельность несовершеннолетних детей, если один из родителей против либо это вызывает ухудшение его “психологического состояния”.

– В науке используется понятие “псевдорелигии”, которые, к примеру, представляются исламскими либо христианскими, но, по сути, по-своему трактуют их догматы, – разъяснил нам эксперт. – Пока, до вступления закона в силу, в Алматы была запрещена деятельность 10 религиозных объединений различного толка, которые... нарушали налоговое законодательство, либо занимались незаконной предпринимательской деятельностью, или распространяли запрещенную литературу.

По мнению директора центра “КИТЕЖ” Людмилы АНТРОПОВОЙ, при регистрации религиозных объединений необходимо не только проводить религиоведческую экспертизу литературы, но и целей конкретного объединения, его нравственных принципов, практикуемых религиозных обрядов. И изучать это должны не только религиоведы, но и юристы, психологи, другие специалисты.

– В законе остальные религиозные объединения обтекаемо названы “другие”. Но какие это – “другие”? Есть ли у них нравственное начало, духовные принципы?


Юрист Сауле БАТЫЛХАН из Тараза представляет интересы родителей девушки, попавшей под влияние церкви “Божья любовь” и “Благодать”.

По ее словам, еще будучи несовершеннолетней, девушка попала под влияние “миссионеров” во время поездки в Бишкек в 2006 году. А когда вернулась домой, нашла филиал церкви в Алматы.

– Она не слушается родителей, не смотрит телевизор и не читает никакой литературы, кроме религиозной, всю свою стипендию относит в церковь. В 2009 году была назначена комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Специалисты выяснили: к ней применялось нейролингвистическое программирование. Сегодня девушка учится в одном из вузов Алматы и продолжает посещать религиозное объединение, несмотря на запрет родителей.

По словам Сауле Батылхан, ни власти, ни Генпрокуратура, ни КНБ родителям девушки помочь не смогли.

Психолог-консультант общественного фонда “Информационно-консультационная группа “Перспектива” Рамиля МАНСУРОВА:

– К нам на “горячую линию” по телефону 8 800 080 78 68 часто обращаются. Но обычно это родственники, близкие, друзья жертв различных сект. Порой они даже не знают, в какой организации те состоят. Поэтому первый совет: выяснить, в каком религиозном объединении находится ваш родственник или друг. Даже сами жертвы не понимают, что они в секте, поскольку многие из них не регистрируются, проводят свои собрания на квартирах. Очень часты случаи, когда дети в возрасте 15–16 лет попадают под влияние адептов неизвестных сект. В этом возрасте они очень подвержены чужому влиянию, становятся замкнутыми, агрессивными по отношению к родным. Очень сложно вернуть их в семью. Главная проблема в том, что у вырвавшихся из секты людей зачастую нарушена психика, и их помещают в психиатрические клиники. Но это неправильно. Для них нужны специальные реабилитационные центры, особый подход, а не психушка.


По словам исполнительного директора Ассоциации центров помощи пострадавшим от деятельности деструктивных и религиозных течений Ерболата САЙТА, только за 10 месяцев этого года в ассоциацию обратилось более 600 граждан по поводу деструктивного влияния сект:

– В прошлом году в 18 наших филиалов по Казахстану обратилось более 1000 человек. Самое ужасное, что некоторые из них попадали в психиатрические заведения. Поэтому наша деятельность больше направлена на профилактику деструктивного влияния любых религиозных течений на людей, их здоровье, права. Но ни в прошлом, ни в нынешнем законе понятие “деструктивная деятельность” никак не обозначено. И назвать деятельность религиозного объединения деструктивной мы можем только по решению суда, если оно нарушило законы Казахстана.

Осторожничают с понятием “деструктивное влияние” и в уполномоченном органе – департаменте по делам религий по г. Алматы. Хотя в южной столице больше всего нетрадиционных религиозных организаций.

Ведущий специалист департамента по делам религий Алматы Нурмухамед Мейманходжаев говорит, что по Закону “О религиозной деятельности и религиозных организациях” вмешиваться в деятельность религиозных организаций государство и госорганы не имеют права.


Президент ОФ ИКГ “Перспектива” Елена БУРОВА отмечает, что из-за того, что “в Казахстане очень долгое время действовал либеральный Закон “О религиозной деятельности”, сектантство расцвело пышным цветом.

– Сегодня в обществе намечается новая тенденция: появляются более закрытые религиозные структуры, там применяется практика еще более жесткого террора сознания. Поэтому люди даже при желании вырваться боятся называть свое имя. Я считаю, что ими должны заниматься уже правоохранительные органы.

От редакции. Складывается впечатление, что, несмотря на принятие Закона “О религиозной деятельности и религиозных объединениях”, наше общество остается незащищенным перед лицом такой опасности, как деструктивная деятельность всевозможных сект. Цели которых, завернутые в красивую “обертку” из якобы новых знаний и представлений, направлены на изменение сознания и мировоззрения людей, на потерю ими своей культурной идентичности и промывание их мозгов. И принятием одного закона тут вряд ли можно ограничиться.