Ушел бесценный гений флейты

Имя Хайруллы Жумакенова знакомо всем казахстанским профессионалам и любителям классической музыки. В то время, когда существует множество увенчанных званиями исполнителей, о которых мало кто знает, Хайрулла Акрамашевич без всех этих регалий был по-настоящему выдающимся, всеми уважаемым Артистом.

Люди, которые находились с ним рядом, знали его как человека очень порядочного и скромного. Хотя у него уж точно поводов гордиться было предостаточно. Жумакенов был лауреатом Всесоюзного конкурса духовиков, где, как правило, первые места получали представители Москвы и Ленинграда. В Московской консерватории он два года стажировался у профессора Александра Корнеева, которого называют “золотой флейтой России”.

Показательная история произошла на международном форуме в США, куда он в середине 90-х отправил свои записи. На гала-концерте, выступить на котором довелось лишь шести самым лучшим исполнителям, только Жумакенову предложили отыграть целое отделение, в то время как остальные, притом весьма известные, музыканты находились на сцене по несколько минут. А его умению “читать с листа”, то есть играть без подготовки незнакомые произведения любых стилей и сложности, поражались даже самые именитые мастера.

До сих пор многие вспоминают историю, как однажды на уроке в Байсеитовской школе Хайрулла Акрамашевич так эмоционально показывал ученику, как нужно играть произведение, что, топнув ногой, пробил пол.

Долгие годы выдающийся флейтист жил и успешно работал во многих коллективах Алматы, гастролировал, преподавал. Когда в Астане открылась Национальная академия музыки, профессор Жумакенов переехал в столицу и возглавил там кафедру духовых и ударных инструментов, а позже стал деканом оркестрового факультета.

Его друг и коллега, руководитель Государственного духового оркестра Канат Ахметов, не желая обидеть остальных музыкантов, называет Хайруллу солистом №1 в Казахстане, причем не только среди флейтистов, но и всех инструменталистов. Не сговариваясь, слова Ахметова повторяют и другие люди, знавшие маэстро. Однако также соглашаются с тем, что при всей величине своего таланта Жумакенов остался непризнанным гением.

Единственное, что у него получалось плохо, это, как говорят сейчас, пиарить и продвигать самого себя. Он не мог приспосабливаться, не дружил, "с кем надо", не имел официальных званий, был наивен и верил людским обещаниям.

Артем КРЫЛОВ