А все потому, что в отличие от банков им не важно, кто ты: студент, пенсионер или безработный.
Такая схема выгодна не только сотрудникам организаций, но и всякого рода мошенникам. Как это произошло в Шымкенте. Об этом случае писали СМИ несколько недель назад.
Двое мужчин действовала около полугода. На их счету оказалось пятеро молодых людей от 16 до 19 лет. О произошедшем родители потерпевших узнавали лишь спустя два-три месяца. Когда из банков приходили жесткие уведомления о неуплате по крупным долгам и начислении солидных пени.
Эксперт Денис Кривошеев порассуждал на эту тему.
- Мне кажется, в этой ситуации есть какая-то необычная подоплека, потому что в нормальной ситуации банки не выдали бы кредиты несовершеннолетним, не имеющим дохода, - говорит Денис в интервью корреспонденту медиа-портала Caravan.kz.
- Банки просто физически не имеют права на это. Я думаю, вероятнее всего, здесь речь идет о неверной трактовке ситуации, и ребята были совершеннолетними и соответственно имели право на получение кредитов, но не имели дохода.
Но эта практика достаточно часто распространена и пагубна. Я об этом тоже писал тогда, когда Нацбанк готовил поправки в законодательство, которые я активно поддерживал, - это поправки о регулировании кредитных организаций.
Почему эта история всплыла сейчас? Потому что Национальный банк возобновил свою активность в этой отрасли, признав, что уровень закредитованности населения чересчур высок. Он намного выше, чем предполагалось. Выше, чем в развитых странах. Имеется в виду не в абсолютных выражениях, цифрах и в стоимости активов, а в отношении доходов этой части населения к тем расходам, которые они должны будут понести в случае погашения кредита.
Возможно, эта информация распространилась с целью, чтобы СМИ показали систему потребительского кредитования в республике и ее недопустимую преступность в области выдачи займов людям, которые не способны эти кредиты оплатить.Как защитить себя от кредитного мошенничества в Казахстане - юрист
Это преступно только потому, что мы позволяем достаточно мало обеспеченной группе населения продавать собственные доходы с дисконтом. То есть люди, которые берут эти потребительские кредиты или кредиты до зарплаты, продают свою заработную плату. Продают ее до момента ее получения, причем каждый раз с достаточно высокой степенью потерь.
При этом даже изменения, внесенные в законодательство, не повлияли на саму суть кредитной системы, и она остается грабительской. Те «дырочки», которые были найдены компаниями, выдающими потребительские кредиты, легко покрывают те риски, которые они и отрабатывали. Да, они потеряют какие-то серьезные позиции при формировании этого закона, но в целом доходность осталась достаточно высокая, особенно у системы кредитования до зарплаты или у небольших потребительских кредитов.
- Что, на ваш взгляд, нужно сделать?
- Никакого образовательного процесса не случилось и не может случиться, потому что люди никогда не слушают, когда дело касается денег или срочных нужд.
Они готовы пойти на любые условия, для того чтобы получить вожделенную вещь или вожделенные деньги, для того чтобы решить сиюминутные проблемы, перекладывая ответственность за эти проблемы на завтрашний день. В этом случае может помочь только ужесточение. Во всем мире так или иначе общество проиграло схватку с этими легальными кредитными компаниями.
Что в США, что в Великобритании, что во многих других странах, прикрываясь благами бизнеса, кредитные организации, тем более микрокредитные организации, продавили поправки в законодательство, которые позволяют им действовать, как они считают нужным.
Тем самым они формируют негативный сценарий на будущее, потому что хоть и при высокой доходности населения оно все равно будет повышать уровень своего долга и в конце концов продаст свои доходы настолько, что не сможет существовать как индивидиумы, то есть это те, кто занимает, имеется в виду.
Поэтому нам нужно еще сильнее продвинуться в этом направлении и, в принципе, как факт запретить то, что они называют финтехом, - кредитные организации. И упорядочить потребительское кредитование в целом.
Во всех магазинах, которые обслуживают кредитные карты или кредиты, цены сформированы с учетом интересов банков. За наличные вообще покупать становится невыгодно, потому что не отнимаются эти 10-15 процентов банковского интереса, они остаются внутри цен.
Это особенно касается техники или одежды. И соответственно мы получаем проблемы и дополнительно инфляционное давление. Поэтому в стране надо решить еще один вопрос: обязать создать две категории цен: первую - без учета интересов банка и кредитных составляющих и вторую - если потребитель берет деньги в кредит.