Понятное дело, что, работая в жанре репортажной съемки, Ержан сталкивается с разными людьми, и некоторые всеми способами стараются ему помешать – уж почему, неизвестно, но такова, видно, человеческая натура. Однако Ержан уже давно стал матерым, закаленным, вооруженным до зубов фотоохотником.
– Первая проблема заключается в том, что многие люди не только не желают фотографироваться, но даже будто бы боятся попасть в любой, не связанный с ними кадр, – рассказывает Ержан. – Чем вызвана такая скрытность – совершенно непонятно. Невольно создается впечатление, что наши города наводнены рыскающими повсюду спецагентами, для которых попасть в объектив равносильно проваленному заданию. Ну и, конечно, владельцы разного рода заведений зачастую запрещают фотосъемку не только внутри помещений, но и снаружи, даже когда объектив фотокамеры не направлен непосредственно на их заведение или вывеску. Это выглядит очень забавно, особенно когда хозяин какой-нибудь кафешки в споре с фотографом придает своему заведению характерные качества неприкосновенного государственного секретного стратегического объекта.
– С чем вы связываете подобное поведение?
– Возможно, с еще невыветренными воспоминаниями времен советского прошлого, а также синдромом вахтера, который также берет свое начало из тех далеких, но не забытых времен. Данный синдром выражается в жажде небольшого, по сути, человечка в полной мере воспользоваться своей скромной властью и тем самым самоутвердиться. Как говорил Лондо Моллари: “Только дай кому-нибудь минимум полномочий и значок – и он тут же возомнит себя властелином Вселенной”.
– Что посоветуете молодым фотографам, ввязавшимся в конфликтную ситуацию?
– Зачастую конфликты по поводу фотосъемки развязывают охранники. Мой опыт показывает, что в любой конфликтной ситуации нужно сохранять спокойствие, быть исключительно корректным, подчеркнуто сдержанным. Очень помогает.
Алматы