Несбалансированная структура экономики – всегда проблема. Больше трети ВВП давала промышленность, почти 40 процентов село. Остальное – торговля, строительство, транспорт и услуги.
Во-первых, материальное производство требует ресурсов, а Китаю их постоянно не хватало. Во-вторых, экономика дефицитна. Значит, уровень жизни населения рос медленно. В-третьих, некуда было трудоустроить более 200 миллионов человек. А учитывая, что их граждан к 1980 году переваливало за миллиард, то выживание миллионов – вопрос политический, а не экономический. Надо было что-то делать.
Лучший способ оптимизации – увеличить долю нематериальных производств. Например, сферу услуг и культуры. Но в таких отраслях успех сильно зависит от удачи. Удача пришла из Истории.
В 1982 году на экраны вышел очередной боевик “Храм Шаолиня”. Фильм был основан на событиях VII века вокруг будущего императора Тай-цзуна. Тогда храм на горе Суншань помог принцу восстановить власть.
Сценарий был корявым. Тема заезженная. Актеры деревянными. Но фильм стал дебютным для молодого спортсмена Ли Ляньцзе. Играл он неумело, но страстно, и из него получился герой, достойный уважения и сопереживания. Сегодня он известен как Джет Ли.
Китай накрыла волна популярности Шаолиня. В монастырь пошли молодые послушники. Правда, пришли они на пустое место.
Шаолинь, основанный еще в 495 году, был разрушен во время гражданской войны в 1928 году. С тех пор на этом месте жили не более десятка монахов. Придя к власти, коммунисты начали восстанавливать традиции. Компартия нуждалась в сильной и дисциплинированной армии. У Шаолиня был опыт, как и чему надо учить солдат. И тут грянул такой бум!
Быстро нашлись деньги. Построили новые здания. Появились школы боевых искусств.
Храм начал продавать лицензии на проведение экскурсий на своей территории, продажу сувениров и буклетов.
Если с 1972 по 1978 год здесь побывали 600 туристов, то лишь за 1984-й – больше 2,6 миллиона человек! Китайцев пытаются заставить не есть деревянными палочками: чему должен учиться Казахстан
В 1998 году там сколотили собственную компанию. Это позволило зарегистрировать торговую марку “Монастырь Шаолинь”. Сегодня у храма – свидетельства о регистрации прав на 43 наименования товаров.
Руководство ужесточило правила использования бренда. Теперь школу боевых искусств у горы Суншань мог открыть только бывший монах из монастыря. Так убирали конкуренцию чужаков. Размер платы за обучение тоже регулируется. Причем для китайцев цена одна, для иностранцев – другая. Были разработаны программы, чтобы выдавать иностранцам сертификаты за 2–3 месяца обучения. Курсы для соотечественников могут длиться годами.
Чтобы не мешали конкуренты по турбизнесу, храм выкупил все земли в округе. Включая местные фермы. Теперь чужая компания не может даже офис поставить вблизи горы Суншань. Продают туристам и “особые” шаолиньские овощи и фрукты, выращенные местными монахами.
Вопреки штампу Шаолинь – не единственный китайский монастырь со школой ушу. Более того, вовсе не здесь появились боевые искусства. Бою на шестах и палках обучало множество других орденов. Особенно успешными были монастыри, связанные с Тибетом. Но Пекин такие мелочи не останавливают.
Шаолинь – это золотая жила, на которой зарабатывают миллиарды. И не только на обучении.
В 2010 году Пекин включил сразу 8 памятников у горы Суншань в Список ЮНЕСКО как единый памятник Всемирного наследия. В него оптом вошли монастыри Чжунъюэ, Фаван, Сунъюй, город Лоян, геопарк и академия Сунъян. Все благодаря тому, что рядом находится сердце ансамбля – монастырь Шаолинь. В итоге весь уезд Дэнфэн провинции Хэнань превратился в туристический кластер.
Его посещают миллионы иностранных туристов, но еще больше своих, отечественных.
Они приезжают по китайским дорогам на китайских автомобилях, живут в местных гостиницах, поглощают национальную пищу.
Так Шаолинь стал мощным культурным рупором, через который Пекин транслирует китайскую культуру за пределы страны. И каждый, кто занимается восточными единоборствами, невольно становится ретранслятором идей и ценностей Поднебесной... Что больше всего пугает казахстанцев в сближении Китая и Казахстана и есть ли на это основания
Киндерли, Бекет-ата, Унгуртас, Шемонаиха, река Урал-Жайы, озеро Балхаш и Арал, Шарын, плато Устюрт… Можно назвать еще полсотни мест на карте Казахстана, вокруг которых можно создать легенду.
Не надо даже думать глубоко. Можно пустить дело на конвейер, перебирая варианты. Что-то наверняка забудется. Повезет – выстрелят 1–2 проекта, вокруг которых можно наворотить мифы и легенды, интересные простому туристу. Для работы с ними нужна системность.
Прелесть таких проектов не в том, что все хотят услышать непоколебимую правду. Всё наоборот. Пипл желает заморочиться.
Ему нужны впечатления. И он готов платить за это деньги. Давайте подарим ему впечатления!