Уроки бизнеса

Готова бизнес-идея? Пора воплощать ее в жизнь. Для этого необходимо разработать бизнес-план. Это позволит вам четко определить цели и пути их достижения, а также определить круг проблем, с которыми вы можете столкнуться. Бизнес-план содержит следующие основные разделы.

1. Концепция бизнеса

Опишите, в чем привлекательность проекта, необходимые финансовые ресурсы, срок окупаемости вложенных средств, возможный срок возврата заемных средств, ожидаемую прибыль и ее распределение. Концепция бизнеса составляется в конце написания плана, но располагается в самом начале бизнес-плана.

2. Ситуация в настоящее время и краткая информация о предприятии

В сжатой форме приводится основная информация о предприятии – дата основания, организационно-правовая форма, учредители, юридический адрес. Также опишите состояние на рынке и положение, которого фирме необходимо добиться.

3. Характеристика объекта бизнеса

Вам необходимо ответить на ряд вопросов: что представляет собой ваш товар или услуга? Каковы отличительные черты ваших товаров и услуг? Почему ваш товар или услуга будут конкурентоспособными? Каков уровень качества? Какие товары или услуги вы планируете на будущее?

4. Исследование и анализ рынка

В данном разделе вы должны изучить конкурентов. Помните важнейшие факторы конкурентоспособности: преимущества вашего товара, цены, отработанные каналы сбыта и умелое продвижение товаров.

5. Организационный план

Разрабатывается только при создании нового предприятия. Необходимо указать потребность в рабочей силе, организацию оплаты труда. Также внесите информацию о регистрации и учредительные документы, то есть все правовые аспекты вашей деятельности. Запишите номера телефонов и фамилии ваших инспекторов в статуправлении, налоговом комитете, а также сроки подачи отчетов и уплаты налогов.

6. План производства

Этот пункт готовят только те предприниматели, которые займутся именно производством.

Ответьте на следующие вопросы: какие затруднения возможны при организации производства? Где, у кого и на каких условиях закупается сырье? Какова схема производственных потоков? Предусмотрена ли охрана окружающей среды? Каковы будут затраты производства?

7. План маркетинга

Успех товара во многом будет зависеть от того, какие возможности заложены в нем с точки зрения потребителя! Вам необходимо будет поработать над товаром: придумать оформление, разработать потребительские свойства, упаковку, дополнительные услуги. После этого обдумайте, как вы будете сбывать товар. Для этого необходимо взвесить в уме потенциальный спрос и предложение. Изучите поведение ваших потенциальных покупателей на рынке.

8. Потенциальные риски

Этот раздел очень важен, так как фактор риска оказывает большое влияние на деятельность предприятия. Риски бывают: производственные, связанные с различными нарушениями в произ­водст­венном процессе; коммерческие, связанные с реализацией продукции на рынке не в полном объеме; финансовые, которые вызываются неплатежами, изменением валютных курсов; риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами.

9. Финансовый план

Значимой частью практически любого бизнес-плана является финансовый план. Для его составления ответьте на такие вопросы: каков объем финансирования и на какие цели вы собираетесь его использовать? Какие возможные источники финансирования вы можете реально использовать? Какой объем прибыли вы рассчитываете получить? Какие могут быть убытки?