Среди симптомов болезни: постоянные головные боли, жажда новых идей и тремор рук при виде возможной выручки. История о том, как она спасла свой бизнес в период ковид-кризиса и сохранила рабочие места всем своим сотрудникам, может стать мотиватором для каждого из нас.
В детском саду она была жуткой хулиганкой, могла стащить лишний кисель, знала, где воспитатели прячут игрушки, и на любые грозные высказывания нянечки картавила: я тя люлю. И ей прощали всё! Мы познакомились с Татьяной в младшей группе, как говорится, вместе на одном горшке сидели. Потом пошли в одну школу, потом – в один вуз.
В ту пору взросления я еще и представить не могла, что Татьяна станет гуру бизнеса.
Тогда она была лишь дерзкой, чересчур смелой, нахрапистой, изобретательной до всяких шалостей девчонкой. Оказалось, все те качества, за которые ее бранили учителя, являются основополагающими для будущего хорошего бизнесмена. Пока другие сомневаются, она принимает решение, пока кто-то находит оправдания, она уже действует и получает доход. Но главное – когда другие ноют и говорят, что работать невозможно, время банкротиться, она находит способ вывернуться, переформатировать свой бизнес и назло любым обстоятельствам превратить минус в жирный плюс.
До того, как разразился ковид-кризис, Татьяна Куренко активно занималась бизнесом в сфере частного дошкольного образования.
Ее мама была учителем в школе, и моя подруга решила, что хватит ей сидеть на нищенской зарплате в государственном секторе образования. Открыла ТОО, сделав маму директором коммерческого детского сада. За мамой следом из госсистемы потянулись другие разочарованные учителя. В результате Татьяна сформировала мощный педагогический костяк, на котором ее бизнес был просто обречен на успех. Почти 10 лет она посвятила этому делу, превратив свой детский сад в мощный образовательный центр. Купила крутую машину, приобрела в собственность дом, который ранее арендовала под детский сад. Но не успела она расслабиться, как нагрянула эпидемия ковида. А вместе с ней – режим ЧС, который поставил бизнес страны на грань выживания.
Первыми на линии фронта борьбы с эпидемией начали сгорать одна за другой ИП-шки и ТОО-шки, занятые в сфере туризма и образования.
Уход в дистанционный формат, закрытие дошкольных организаций оставили сотни бизнесменов в стране без копейки. Владельцы садов и секций писали письма Президенту, просили о помощи. Многие стали в социальных сетях призывать общественность, чтобы детские сады открылись, несмотря на карантин. Пока другие рисовали плакаты с лозунгами, Татьяна занялась совсем другими делами. Кто выигрывает и проигрывает в войне с коронавирусом в Казахстане
– Я поняла, что в период эпидемии дошкольная система образования в прежнем виде работать не будет. Поэтому даже не стала тратить время на то, чтобы продавливать власти и заманивать родителей. Я сама мама сына и никогда бы не стала рисковать его здоровьем. Поэтому приняла решение действовать, согласно новым трендам. Нужно уметь перестраиваться. Понятно, что обидно, 10 лет труда, работа без выходных, но жалеть себя у меня просто нет времени. По прогнозам эпидемиологов, ковид-кризис может растянуться на несколько лет. Главной рекомендацией специалистов был перевод всех сфер в режим онлайн на дистанционку. Чтобы не оставить моих педагогов без зарплаты, я подумала, какой бизнес я могу сделать с этой командой в новых условиях? Возникла идея онлайн-детского сада, проведение тренингов, уроков английского и казахского для самых маленьких. Я посчитала сбережения и решила их вложить в развитие сайта. Конечно, в период кризиса делать вложения страшно. Но я решила все-таки рискнуть. На меня возлагал надежды весь коллектив.
В общем, в считаные дни мои воспитатели и нянечки превратились в звезд “Инстаграма”, стали коучами и тренерами, как это модно сейчас называть. Мы начали записывать уроки.
Оказалось, что сделать это непросто. Я сама была и камероменом, и режиссером. Пришлось осваивать навыки монтажа. Не все учителя могли быть блистательными дикторами, иногда требовалось по 20 дублей! Но мы старались. И запустили наш сайт. Сейчас уже появляются первые постоянные клиенты. Но у меня оставались еще рабочие, которые прежде занимались приготовлением еды для детей, и штатный водитель. Поэтому было решено открыть сервис по доставке еды. Снова не спали ночами над сайтом и раскручивали страницу в “Инстаграме”. Наш повар – мастер своего дела. Если уж ей доверяли кормить детей десятки родителей, то взрослые могут смело делать заказы. Эта реклама сыграла свою роль. Оставался непристроенным огромный коттедж, который пустовал уже два месяца. Было решено сдать его в аренду.
У меня всегда вопрос: спит ли по ночам моя подруга? Ведь осилить такой объем деловой активности в стандартный восьмичасовой рабочий день просто нереально.
– Как ни странно, но для того, чтобы хорошо работать, нужно как следует высыпаться. Но даже сон я провожу с пользой для бизнеса. Мне часто снятся новые идеи, проекты, – говорит Татьяна, – я ведь запускаю их пачками, и 90 процентов из них просто не выживают, остаются только самые перспективные. Я также терплю неудачи, теряю деньги. Просто отношусь к любой сложности как к вызову, мне сразу хочется бороться и побеждать обстоятельства.
АЛМАТЫ