Конечно, может, в конце XX века подобный шаг был оправдан, но насколько он являлся дальновидным с политической точки зрения?
Ведь уже сегодня ясно, что страны, имеющие ядерное оружие имеют негласный статус неприкосновенности со стороны других субъектов международного права.
И здесь уже неважно, соблюдает ли страна права человека или становится в оппозицию к мировым державам. В этом случае забавно было наблюдать за отношениями между Китаем и США, когда Пекин задержал в своем воздушном пространстве американский самолет-разведчик, а Вашингтон не мог ничего предпринять против Поднебесной империи. Вряд ли США остановились бы перед агрессией Китая, если бы не факт обладания им ядерным оружием.
Но это было тогда, а сейчас мир становится свидетелем беспрецедентной гонки различных стран за обладание ядерным оружием или, как минимум, мирным атомом.
Ситуация с Ираком, Северной Кореей, а теперь и Ираном лишний раз подтверждает негласное атомное соревнование. Конечно, Вашингтон и дальше будет пытаться контролировать ситуацию с распространением атома, пытаясь "оградить" другие страны мира. Что он и делает, в одном случае выдвигая санкции против неугодных ему стран, в другом случае финансово поддерживая инициативы стран, направленные на отказ от ядерного оружия.
Многие страны знакомы с Программой Нанна-Лугара (по фамилиям ее разработчиков - сенаторов С. Нанна и Р. Лугара), в рамках которой США оказывают своим зарубежным партнерам помощь в обеспечении безопасного хранения и ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в конверсии военных производств.
США понимают, что как только страна становится ядерной державой, Белый дом перестает быть для нее авторитетом, и она может проводить свою независимую от Вашингтона политику.
А если страна, обладающая ядерным оружием, вдобавок имеет на своей территории богатые энергетические ресурсы, то она может полностью выйти из-под контроля США, а с ним и других его международных филиалов в виде ООН, НАТО и др.
Осознавая это многие страны, в том числе, и Казахстан, начинают переосмысливать свое положение и дальнейшие перспективы развития. Окрепший экономически и политически, получивший международное признание Казахстан пытается выйти на новую орбиту своего развития. Принимая во внимание наличие урановых месторождений (Казахстан занимает 2-е место в мире по запасам урановой руды и 3-е - по объему её добычи), Астана решила постепенно вернуть себе утраченные позиции.
К этому Ак Орду подвигло очередное 39-е заседание Урановой группы Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), Агентства по ядерной энергии (АЯЭ) и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), прошедшее осенью 2006 года в Алматы. Тогда на совместной встрече, с участием представителей 24 стран мира, в том числе США, России и Китая, были обсуждены вопросы внесения изменений в "Красную книгу" - обзор "Урановые ресурсы, производство и потребности".
Рассматриваемые в данном сборнике перспективы развития урановой отрасли в мире и стали для Астаны катализатором активных шагов в направлении освоения урановых месторождений.
Другим толчком для начала действий Ак Орды стала изменившаяся геополитическая ситуация в мире, где Астана ясно усвоила основные "правила игры". Во-первых, страны-обладатели ядерного оружия имеют право применять любого рода санкции только в отношении безъядерных государств. Подобные действия осуществляются зачастую через призму своих национальных интересов, которые как всегда направлены в энергетическую сферу.
Во-вторых, страны-члены "ядерного клуба" на регулярной основе ведут работу с другими субъектами международного права в направлении разоружения, параллельно финансируя собственные национальные проекты, направленные на исследование и модернизацию уже имеющегося у них на вооружении ядерного оружия.
Но Казахстан не является страной, обладающей ядерным оружием. И это, судя по всему, не есть хорошо, так как никто сейчас не может дать гарантии того, что через один-два года республика также не окажется "под прицелом" ядерных держав.
Вряд ли подобное развитие ситуации устраивает Астану. Ведь становится ясно, что Казахстан должен начать более активно действовать, дабы изменить существующую реальность в свою пользу.
Первый шаг в этом направлении уже сделан. Так, в марте 2007 года в ходе российско-казахстанских переговоров в Москве президент Казахстана Н.Назарбаев пригласил летом посетить Казахстан и обсудить вопросы освоения урановых месторождений и обогащения ядерного топлива.
Ни для кого не является секретом, что Москва и Астана решили объединить свои усилия на "атомном поприще". Уже есть и совместная комплексная программа сотрудничества России и Казахстана в атомной сфере, которая охватывает несколько направлений: добыча урана, его обогащение и транспортировка, совместная разработка проектов по сооружению АЭС малой и средней мощности. Программой сотрудничества предусмотрено, что в будущем ежегодный объем добычи урана в Казахстане с участием российских компаний вырастет до 6 тыс. тонн.
К тому же уже есть первые результаты совместного сотрудничества. Совместное предприятие "Заречное" (созданное с участием России и Казахстана) в конце 2006 года выдало первую тонну урана, а к 2009 году, как ожидается, "Заречное" выйдет на проектную мощность - 1 тыс. тонн урана в год.
Окрыленная первыми успехами Астана заявила, что к 2012 году Казахстан будет добывать урана больше всех в мире.
Вполне вероятно, что эти планы сбудутся. Но сбудутся они при одном условии, что поступательное движение Казахстана не будет мешать США отстаивать свои национальные интересы в Центральной Азии, которые также направлены и на энергетические запасы республики, и на запасы казахстанского урана.
Фото с сайта http://www.grani.ru/