Однако своим успехом планеристы обязаны отнюдь не столичным чиновникам, - а исключительно самим себе и своим личным инструкторам-летчикам, с которыми летали бок о бок в одной кабине в процессе обучения.
Пожалуй, на сегодняшний момент в РК только в Уральске и остался планерный спорт, и то - исключительно благодаря усилиям уральских летчиков-инструкторов и старейшим асам-пилотам уральского аэроклуба, сегодня работающим в программе "детско-юношеской спортивно-технической школы" и передающим свой ценный лётный опыт юному поколению "взлетающих".
С самого момента создания еще в советское время уральский аэроклуб воспитал много отличных специалистов, летчиков и парашютистов. Один из воспитанников Уральского аэроклуба - сегодня - Герой России, Анатолий Сармин, несет службу на Дальнем Востоке, его старший брат, - Андрей Сармин - в звании подполковника сегодня летает на "Миг-31" на Камчатке, - он учился летать у А.Г. Махорина, - именно у Махорина автору и удалось взять интервью.
Кстати, сам Махорин в свое время "долетывал" ресурс того самолета, на котором когда-то давно, в юности летала легендарная Светлана Савицкая, - позднее ставшая космонавтом (и, если честно, - она была моим кумиром с детства).
Победа уральцев ковалась исключительно на аэродроме и в небе города Уральска. Летали юные уральцы, учились под крылышком своих аэроклубовских тренеров.
Чтобы учить кого-то летать, человек сам должен уметь это делать хорошо, и, слава Богу, у нас в Казахстане еще есть такие замечательные пилоты...
Кроме того, в Уральске производятся прыжки с парашютом (за счет акимата) в целях патриотического воспитания юного поколения из числа граждан г. Уральска.
В прошлом году уральцы пригласили к себе парашютистов из Самарской губернии на Кубок Героя Советского Союза Маншук Маметовой (ее музей находится в двух минутах ходьбы от авиационной спортивной школы), и Кубок остался в Уральске, - возможно, родной аэродром помогает, дух патриотизма легендарной М. Маметовой, - уральские парашютисты сами его и выиграли!
Аэродром Уральского аэроклуба расположен в прекрасном месте, - в долине трех рек. Когда весной они разливаются, полные талой воды, - сверху это зрелище изумительно, вода сверкает среди изумрудной зелени весенних полей и лугов с сочными травами.
Небо притягивает молодежь духом героизма, - а проще говоря, всех молодых "тянет на подвиги-приключения" и на хорошую дозу …адреналина.
Тем, кто молод, кто совершенно юн, хочется испытать себя в чем-то особенно сложном, требующем максимального напряжения физических и духовных сил. Героическая молодежь, - именно так можно назвать юных, интеллектуальных, отважных, отчаянных, сильных духом, начинающих спортсменов - авиаторов, кому посчастливилось жить и летать сегодня в древнем городе Уральске, занимаясь в "Спортивно-технической школе" и летать на планерах - безмоторных и бесшумных.
От таких "продвинутых", толковых молодых людей будет гораздо больше пользы в дальнейшем, как самому обществу, так и прогрессу всей страны в целом. За свой ценный вклад в дело развития и воспитания молодежи инструкторы спортивной летно-технической школы города Уральска, полагаю, заслуживают и похвал, и призов! Мало вешать плакаты "долой наркотики", детям нужно тратить ценное время "занимая себя умным, полезным делом", что и дает толчок к их развитию, отвлекая от безделья и желания пробовать от скуки алкоголь или наркотики. Ведь еще классик Вольтер сказал простые, но очень точные слова: "Труд гонит от нас три зла: скуку, порок и нужду!". А занятия в летно-технической спортивной школе - это труд, риск, закалка характера!
Комментарии летающего авиатора
Наше интервью состоялось в аэропорту. Однако радиокомментарии дежурных воздушного порта не помешали нашей беседе, которая длилась даже до полуночи под рев приземляющихся и взлетающих самолетов.
- Анатолий Георгиевич, сколько у вас часов налета всего, и на каких летательных аппаратах вы летали, на каких самолетах и планерах?
- У меня общий налет - 7 600 часов, летал на "Як-18-А", "Як-18 ПМ", "Як-12", "Вильга-35А", "Як-18Т", "Ан-2" и планерах "Л-13" ("Бланик") и "Янтарь-стандарт", "Кобра-15" (ну этого польского планера уже нет, ресурс кончился).
- В каком летном училище обучались, прежде чем начать летать в Уральске?
- Я закончил Ставропольский учебный авиационный центр, в 1972-1973 годах, но самостоятельно все же не "вылетал", - как говорится, "сломал ножку", - во время парашютных прыжков. Однако потом поступил снова, но теперь обучался уже в Волчанском авиационном училище летчиков, в 1976-1979 годах, закончил уже это училище по специальности "летная эксплуатация самолетов", по квалификации - "летчик - инструктор".
- На каких именно самолетах вы там обучались летать?
- На "Як-18А", "Як-18ПМ",
- В то время, в конце 70-х годов они были популярными?
- Они просто были (вообще, в наличии). "Як-52" (пилотажные) вот-вот должны были прибыть, но Румыния начала их поставку на три года позже, чем планировалось, - из-за сильного землетрясения, потрясшего эту страну.
- После окончания училища куда "распределились"?
- В солнечный город Ташкент, где работал с 1979 по 1980 год.
- На чем там летали?
- На "Як-12", - мощный такой самолет. После Ташкента я приехал в свой город Уральск, в 1980 году. Но пришлось мне заниматься не пилотажной работой, а просто полетами, так как в клубах (аэроклубах) не хватало самолетов, а ведь все мечтали о "Як-52", чтобы заниматься - высшим пилотажем.
- Вы в училище летали на высший пилотаж?
- Ну, мы не были чемпионами, но у нас перед выпуском были свои соревнования, по самолетному спорту, на уровне 1-го спортивного разряда, из 19 человек все, (кроме 4-х) выполнили комплекс фигур высшего пилотажа, по уровню 1-го разряда. В наши соревнования входило всего три пункта: 1) Комплекс из фигур высшего пилотажа. 2) Два полета по кругу. 3) 30-минутный маршрут, - нужно было выйти на КПМ - в конечный пункт маршрута - и "по нолям", - то есть в строго назначенное время. Как только "стартовую линию" прошел - пошел отсчет времени. Через 30 минут пилот должен пересекать "финишную линию", завершая полет по треугольному маршруту. Так у нас один хлопец "по нолям" пришел, но тут же у него произошел "срыв" в "штопор". Я привез в свое время 13 секунд.
- Вы помните, какие именно фигуры пилотажа были в вашем комплексе?
- Он состоял из 9 фигур: штопор, "петля" (Нестерова), "полупетля", вертикальная "8-ка", "бочка", в заключение было 2 виража - вправо, влево и что-то еще, уже не помню.
- А вот после … вы всегда проводите "разбор полетов", таков порядок?
- Естественно. Таков строгий порядок, только это и "двигает прогресс". Курсанты, отлетав с инструктором, выпрыгивая из кабины, первым делом говорят, обращаясь к своему инструктору: "Разрешите получить замечания".
- И сколько замечания занимают по времени - 1 час, 30 минут, 10 минут?
- Замечания курсант получает, как правило, сразу после полетов, а затем - на разборе полетов, где каждый инструктор со своей летной группой "работает".
- Кто был вашим летчиком-инструктором?
- Мне повезло, я попал к самому лучшему инструктору, - благодаря которому я и благополучно закончил училище, - спасибо Татарникову Михаилу Борисовичу. Мне кажется, он сейчас где-то в Питере.
- А вы сами выучили летать, в свою очередь немало людей, сотню, наверное?
- Человек 100 выучил, но это не точные данные.
- А сейчас ваши ученики занимаются летной практикой, летают?
- Конечно! Вот один мой бывший воспитанник - в звании подполковника несет службу в одном из авиационных подразделений на полуострове Камчатка, летая на самолетах "МиГ-31", - Андрей Сармин, а в Петропавловске-Камчатском - бывший воспитанник парашютного подразделения нашего уральского аэроклуба - в настоящее время - Герой России, - Анатолий Сармин, младший брат Андрея.
Юные авиаторы - уральцы
То, что уральские планеристы весьма достойно представили в июле 2006 года Казахстан на аэродроме Новосибирска, - действительно впечатляет, - ведь это была их первая (!) поездка на чужое летное поле вообще и такой отличный старт!
Ученик летчика-инструктора П.Л. Коннова - Айбеков завоевал 1-е место среди планеристов, а 2-е место заняла Медведева, - ученица инструктора А.В. Киреева. Еще один "уралец" не добрал немножко баллов, чтобы претендовать на 3-е место.
Как прокомментировал результаты старший тренер по планерному спорту М. Л. Коннов:
- Всего на планерном отделении занимались 24 учащихся. По теоретическим дисциплинам занятия проводились в специализированных классах аэроклуба ЗКО. Занятия проводил летчик-инструктор, имеющий высшее физкультурное образование и высшее летное образование. Изучены и сданы зачеты всего - по 15 авиационным дисциплинам. За период 2006 года еще 6 спортсменов выполнили самостоятельные полеты на планере "L -13" ("Бланик").
Летом 2006 года команда ЗКО (Западно-Казахстанской области) по планерному спорту принимала участие в Открытом чемпионате Новосибирской области по планерному спорту на Кубок имени К.И. Шершавикова в составе: Айбеков Асет, Медведева Светлана, Убышев Талгат. В результате проведения соревнований Айбеков Асет стал победителем Чемпионата, а Медведева Светлана заняла 2-е место в многоборье.
В сентябре 2006 года - впервые на базе аэродрома "Кордон" были проведены городские соревнования по планерному спорту, в них участвовало 17 человек, стал победителем среди пилотов 1-го года обучения - Ишмуратов Герман, а среди пилотов 2-го и последующих лет обучения - 1-е место завоевала С. Медведева.
По мнению Старшего тренера ЗКО по планерному спорту - летчика П.Л. Коннова, было бы желательно "с целью повышения уровня спортивного мастерства юных пилотов приобретение хотя 2-х спортивных планеров типа "Л-13" ("Бланик"), что позволило бы им больше тренироваться, больше летать. Благо, на планер топливо не нужно, - он летает сам, по инерции и по законам аэродинамики, только нужно его "отбуксировать" в небо, - он может летать по 5 - 10 часов, в восходящих потоках".
Парашютисты г. Уральска прилагают немалые усилия, чтобы повышать свое мастерство. Городские соревнования по классическому парашютизму, посвященные "Дню Конституции Республики Казахстан" прошли успешно, собрав толпы зрителей. В этом турнире приняли участие 9 (!) команд уральцев, числом парашютистов - 41. Среди юношей 1-е место по групповой точности приземления завоевал Е. Кутафин, и в акробатическом прыжке - 1-е место - Е. Кутафин, среди девушек в акробатике сумела занять 1-е место Д. Москалева.
Открытый Чемпионат ЗКО памяти Героя Советского Союза - Маншук Маметовой стал еще одной проверкой на мужество и отвагу для парашютистов-многоборцев, - так, 40 участников выполнили прыжки на точность приземления, призовое 1-е место среди девушек заняла А. Ларина, и на соревнованиях норматив 1 (первого) разряда по парашютному многоборью выполнили 5 уральских спортсменов.
Однако парашютисты выезжали и в Самару, на открытый Чемпионат Самарской области по парашютно-атлетическому многоборью, посвященный памяти МСМК (мастера спорта международного класса) А. Короткова.
Кстати, автору этих строк в свое время приходилось прыгать из одного вертолета с этим ярким спортсменом, - Александр Коротков был очень сильным и красивым человеком, но очень скромным, впрочем, его супруга - Елена Короткова была чем-то похожа на свою "половинку", она так же была асом - профессионалом, членом сборной ВВС, СССР, и как-то даже мне приходилось учиться у нее работе "по точности". Прекрасная пара - Коротковы! Кто бы мог подумать, что теперь, столько лет спустя, я буду писать грустные строки: "памяти Короткова". Невероятно грустно. Светлая память…
Итак, согласно судейским протоколам, 1-е место по точности - А. Шарафутдинов, 1-е место (среди женщин) - А. Ларина. Стрельба из пневматической винтовки и снова 1-е место - А. Ларина (среди женщин). В упражнении "кросс" 1-е место занял П.Чуриков, 2-е место (женщины) С. Митрясова, в командном зачете 1-е место - у команды ЗКО! В упражнении "групповые прыжки на точность приземления" вновь команда ЗКО - заняла 1-е место. В 5-м упражнении "Прыжок с парашютом типа "Д1-5у" с переноской раненого - команда ЗКО заняла только 3-е место.
Весьма успешно выступили парашютисты и на чемпионате Казахстана в Алматы.
Свое мнение старшего тренера по парашютному спорту высказал Р. Сюндюков: "Парашютисты сборной команды ЗКО могли бы достигнуть и более высоких результатов при возможности выполнять тренировочные прыжки с парашютом с более современными парашютными системами, а не с устаревшими типами парашютов. В наличии у сборной команды ЗКО только 4 парашютных системы "МАЛЬВА-24" 2002 года выпуска, а их необходимо - 20 (парашютных систем). Также, для соревновательного опыта и роста спортивных результатов необходимо выезжать на соревнования не 1-2 раза в год, а хотя бы 5-6 раз.
P.S. Еще одно "но": с рамках ДЮСТШ (детско-юношеской спортивно-технической школы "возрастной ценз" ограничен - до 18 лет. Однако это справедливо только для гимнастов (они занимаются с 5-6 лет), но ведь авиационными видами спорта занимаются только с 15 лет, не ранее, поэтому, чтобы подготовить отличного аса - времени получается как бы - нет, - это в рамках ДЮСТШ.
Поэтому целесообразно было бы вернуться к нормам аэроклуба, где возраст более объективно берется во внимание! Автору этих строк приходилось заниматься и в аэроклубе города Казань, поэтому все эти важные детали - уже пройденный этап. Логично увеличить ценз авиаторам.
Особенно, если учесть, что на данный момент планерный спорт от всего Казахстана представляют только уральцы. Проблемы эти легко разрешимы, просто надо - купить планеры и запустить их в небо - идеальные экологически чистые летательные аппараты: "отбуксировал" в небо на моторном самолете - и он - свободен!