Яицкий городок основан в 1584 году, но официальной датой считается 1613-й. Так он назывался до 1775 года, но затем, чтобы стереть в народе память о восстании Емельяна Пугачева, по повелению императрицы Екатерины II город стал Уральском. Расположен в междуречье Урала и Чагана, правый приток которого (Деркул) протекает рядом с городом.
По данным на 1 января 2014 года, население Уральска – 278,1 тысячи человек. Протяженность города с юга на север – более 8 километров, с запада на восток – около 20 километров.
– За 400 с лишним лет в Уральске произошло немало таинственных и жутких событий, – говорит Валерий Ильясов. – Самые кровавые связаны с Пугачевским бунтом, с жестокостью самого Емельяна Пугачева и осадой Яицкой крепости. Ее к ноябрю 1773 года построили в старейшем городском районе – Куренях. А уже с 30 декабря по 16 апреля 1774-го в ней оборонялся местный гарнизон от нападения войск Пугачева. Внутри крепости находилась соборная церковь Архангела Михаила с колокольней, в ней хранили боеприпасы. Возглавлял гарнизон подполковник Симонов – военачальник неумелый, и потому командование часто брал на себя капитан Андрей Крылов – отец знаменитого баснописца Ивана Крылова. По мнению ряда исследователей, именно Андрей Крылов стал прообразом Ивана Кузьмича Миронова из повести Пушкина “Капитанская дочка”.
В феврале 1774-го после неудачного штурма Пугачев решил взорвать колокольню с боеприпасами, проделав подкоп. Но предупрежденные перебежчиком осажденные успели вынести оттуда боеприпасы, 18 февраля колокольня была взорвана и разрушена. Собор же уцелел. При этом погибли 42 защитника крепости, 13 были ранены, в их числе и Симонов. Пугачев не уставал организовывать атаки на крепость. В гарнизоне начался голод. Осажденные съели всех лошадей и собак, пили воду с размешанной в ней глиной. Но голодные солдаты и офицеры смогли продержаться еще два месяца, и 16 апреля 1773 года бригада генерала Мансурова освободила Яицкий городок и сняла блокаду крепости. К этому моменту из 1 094 человек погибли 150 защитников и 193 получили ранения.
В советское время говорили, что возле Михайло-Архангельского собора, в том месте, где прежде стояла колокольня, по ночам в безветренную погоду и перед рассветом слышны были слабые стоны.
– Иногда будто слабый колокольный звон доносился прямо из-под земли, – рассказывает Светлана Плетнева. – Если такое услышишь, надо помолиться про себя за упокой душ защитников Яицкой крепости. Тогда все прекращается.
История о монахе, призрак которого уральцы видят по ночам в тех же Куренях, также связана с Емельяном Пугачевым.
– Речь идет о призраке протоиерея Василия Зубова, – поясняет Светлана Плетнева. – Это поверье связано со свадьбой Пугачева, называвшего себя императором Петром III – супругом Екатерины II. Решив жениться на местной казачке Устинье Кузнецовой, лже-Петр заслал в дом ее отца сватов и получил согласие на венчание. Когда молодые пришли к соборному протоиерею Василию Зубову, он им отказал. Пугачев уже был женат и по церковным законам не мог венчаться при живой жене. “Император”, впав в ярость, приказал повесить священника. Пугачева и Устинью обвенчал другой священник – Сергей Михайлов в церкви Святых Петра и Павла. Сейчас на ее месте в Уральске установлен памятник Пушкину.
В роли императрицы с фрейлинами из местных казачек Устинье довелось побыть недолго. Спустя три месяца после венчания мятеж был подавлен, Пугачев пленен, а его первую жену Софью с двумя дочерьми и сыном и Кузнецову по приговору сената сослали в Кексгольмскую крепость. Дом Устиньи Кузнецовой сохранился, в нем сейчас Музей Пугачева. Сохранилась и гробница Василия Зубова в Михайло-Архангельском соборе. Ее вскрывали еще до революции и обнаружили останки молодого священника с русыми волосами.
– Бытует поверье, что появление призрака протоиерея Василия предвещает погодные катаклизмы, – продолжает Светлана Плетнева. – Дождь с градом или такой сильный ветер, что крышу может сорвать…
Есть в Уральске непонятные явления, связанные с более поздними событиями. В самом центре города на бывшей Большой Михайловской улице (сейчас проспект Достык) стоит огромный трехэтажный дом из кирпича. Он известен как дом Карева.
– Это здание было самым высоким в момент его завершения в 1900 году, его выстроил один из богатейших местных купцов Александр Карев, – говорит Валерий Ильясов. – На новоселье он пригласил всю городскую элиту, шампанское и водка лились рекой. Столы ломились от красной рыбы, икры, знаменитых уральских пирогов с вязигой. Карев, изрядно выпив на радостях, вышел на балкон поприветствовать собравшуюся внизу толпу, неожиданно упал вниз и разбился насмерть. Впрочем, некоторые утверждают, что упал он не случайно, а прыгнул намеренно. Якобы вложил купец в этот дом все свои деньги и фактически был разорен. Косвенным подтверждением служит тот факт, что после смерти хозяина дом сдали по частям в аренду. На первом этаже располагались магазины купцов Шмидта, Функа. А потомки Карева вынуждены были снимать для своего дела лишь небольшие помещения. На втором этаже располагалось офицерское собрание, позднее – коммерческий клуб. На третьем – гостиничные номера.
Обитатели этого дома призраков в нем не видели, но зато слышали нечто странное. На разных этажах время от времени раздавались стуки, скрипы, чьи-то шаги, а выйдешь в коридор – никого. Несколько раз ночные сторожа слышали по ночам хрустальный звон бокалов и громкие вскрики, но точно знали, что в здании, кроме них, никого нет...
Воображение историков и просто любопытных горожан до сих пор будоражит еще одно здание – Атаманский дом.
– Он был построен в 1825 году по проекту войскового архитектора итальянца Дильмедино в венецианском стиле палаццо, – объяснила Светлана Плетнева. – До 1830 года дом принадлежал войсковому атаману Бородину. После его смерти и до 1917 года служил резиденцией наказных атаманов Уральского казачьего войска. В этом роскошном особняке останавливались будущие императоры России: Александр II (в 1837-м), Николай II (в 1891-м). Бывали здесь знаменитые литераторы – Пушкин, Жуковский, Даль, Толстой, а также казахские ханы Младшего жуза. В годы революции в доме размещалась комендатура, в 1926-м – кавалерийский полк, другие воинские части и Дом пионеров.
Светлана Плетнева рассказывает, что ее приятельница, Вера Бочкарева, работала здесь пионервожатой и говорила, что в ее кабинете постоянно пропадали разные предметы:
– Положит ручку на стол или губную помаду, отвернется – глядь, а их уже нет! Прямо полтергейст какой-то!
Пожилой сторож предупредил Веру Бочкареву, чтобы она не кидалась на розыск своих вещей сразу же. По словам старика, позже они найдутся сами. Обычно так и было…
Другое мистическое явление Уральска связано с историей происхождения местного казачества и самого города.
– Казаки до сих пор на семейных торжествах поднимают тост в память о бабушке Гугнихе, – подчеркивает Валерий Ильясов. – В начале XVI века на берега Яика (Урал) пришел с Дона казак Василий Гугня с тридцатью товарищами и одним татарином (так сказано в архивных документах). На берегу Яика жили тогда семьями три брата-ногайца, которые приехали сюда после разгрома Тамерланом войск хана Золотой Орды Тохтамыша. Женой младшего ногайца была будущая Гугниха. Казаки перебили ногайцев, а молодую красавицу взяли в плен и подарили своему атаману.
Почему же Гугниху так любят местные казаки? По словам Валерия Ильясова, у казаков бытовал кошмарный обычай: собравшись в очередной поход, они… убивали своих жен и детей! Чтобы те в их отсутствие не достались врагу.
– Гугня так влюбился в молодую ногайку, что положил конец этой кровавой традиции, – продолжает Валерий Ильясов. – Поэтому казаки, в особенности их жены, и поминают добрым словом бабушку Гугниху.
Светлана Плетнева говорит, что Гугниха до сих пор является рыбакам и туристам на берегу Урала:
– Появится вдруг маленькая старушка – и вдруг пропадет! Три года назад ее днем (!) видел даже мой племянник. После этого сразу женился и живет в счастливом браке.
Утверждают, что тем, кому она явилась, обязательно повезет в личной жизни. Потому что, говорят, уж больно Гугня ее любил. Яицкие казаки, если в семье вдруг начинался разлад, мысленно обращались к бабушке Гугнихе – по их словам, помогало.
Хватает в Уральске и мистики, связанной с самим Уралом.
– Казаки утверждают, что ни при каких обстоятельствах нельзя ругаться на его берегах, а тем более ругать реку, – отмечает Валерий Ильясов. – За это Урал может отомстить – или обидчик утонет, или кто-нибудь из его семьи…
Много на Урале и других тайн: по словам Светланы Плетневой, ее двоюродный дядя утверждал, будто видел на Урале… русалку! Но если существование русалок для многих под вопросом, то домового казаки считают едва ли не членом семьи. Казаки, проживающие на низовой линии (от Уральска до Атырау), в станицах Серебряково, Большом и Малом Чагане, Колесово, Янайкино, Бударино, Коловертное и других оставляют домовому на ночь миску с каймаком, чтобы его задобрить. И утверждают, что утром находят миску пустой.
– Если домовой, или, как его здесь называют, хозяин, будет сыт и доволен, то лучше станет следить за домом и подворьем, – рассказывает Светлана Плетнева. – А не давать ему угощения – обидится и ночью станет кусать скотину в сарае: коровы всю ночь мычат и молока от них не дождешься.
В заключение Валерий Ильясов рассказал, что Урал, подмывая крытые берега, выбрасывает на отмель всякие старинные предметы – наконечники стрел, поясные пряжки, монеты, кольца, осколки керамики. И предостерег, что брать их нельзя:
– Это ведь не ваше. Существует поверье: если человек заберет найденный предмет и принесет домой, то его начинают мучить ночные кошмары... Лучше всего находки отдать в местный музей.