Урал тонет в мусоре

Урал берет свои истоки в России. Протяженность реки, протекающей по территории Башкирии, Челябинской и Оренбургской областей России, через Западно-Казахстанскую и Атыраускую области – 2 534 километра. Очищать реку необходимо уже давно, так как захламленность сильная – в воде арматура, железные балки, сваи, деревья, старые лодки, брошенные суда. А ведь Урал – основная водная артерия для сотен тысяч жителей, это источник жизни. Особенно для засушливой Атырауской области. 70 процентов потребляемой населением воды берется отсюда, а остальные 30 процентов – воды реки Кигач приграничного Курмангазинского района и подземных источников. Других значимых источников пресной воды в Прикаспии попросту нет. К тому же сужается русло. Ученые бьют тревогу: если не принять срочных мер, Атырауский регион может постичь печальная участь Приаралья. Между тем плотность населения Приуралья в несколько раз выше. Когда-то в Урале концентрировалось 33 процента мировых запасов осетровых и 40 процентов производства черной икры. Он являлся основным местом нереста осетровых и обитания мальков. Икра была гордостью Прикаспия. Об этой славе уже забыли. Количество осетровых на Урале сократилось в десятки раз. И причина – не только браконьеры, но и снижение уровня воды и ее загрязнение.

О проблеме сохранения экосистемы трансграничной реки говорится много. Проводятся всевозможные встречи, подписываются договоры и протоколы намерения. Но реке от этого не легче.  На днях природоохранная прокуратура Атырауской области взялась за проведение экологической акции “За чистый берег Урало-Каспийского бассейна”.

– Во время акции выезды на Урал мы проводим 2–3 раза в неделю, – комментирует “Каравану” помощник природоохранного прокурора Атырауской области Гайни АБДРАХМАНОВ. – Изъяли более 20 “корыт” – самодельных лодок браконьеров, которые уничтожат на спецавтобазе. Вытащили свыше 20 бесхозных самодельных сетей.

Еще одна проблема касается брошенных судов бывшего рыбоперерабатывающего завода. Проржавевшие корабли “зависли” в реке на долгие годы. Как говорит Гайни Абдрахманов, надо искать пути ее решения. А чего долго думать? В сентябре 2011-го в Атырау уже проводились работы по поднятию из Урала шести морских судов, изъятых у дагестанских браконьеров. Суда затонули, загрязняли реку, создавали помехи судоходству. Такой сложной работы, а вес судна после заиливания превышал 350 тонн, в регионе никогда прежде не проводилось. Но все получилось успешно. Почему же не повторить это снова?

Атырау