Но сдадут ли позиции лоббисты “железного оброка”? На кону – миллиарды и светлое будущее отечественного автопрома. Что будет с “отверточными гигантами” страны? На эти вопросы “КАРАВАНУ” ответил глава Союза независимого автобизнеса Казахстана Берик ЗАИРОВ.
Я помню, как в январе 2016 года собственной рукой написала: “В Казахстане вводится утилизационный сбор, автомобили могут подорожать на 2 миллиона тенге”. Поставив точку под этим предложением, я с ужасом подумала, что больше не смогу позволить себе покупку нового авто. Прошло 6 лет. Я езжу на своем железном мерине и клянусь ему, что мы будем вместе до конца, пока утилизационный пункт не разлучит нас. Мой конь еще борозды не портит, но город превратился в свалку рухляди.
“Утиль на колесах” дымит по центральным магистралям. И в этом “дыму Отечества” возникает много тревожных вопросов: почему у нас такие большие ставки за утилизацию и куда, собственно, идут деньги?
Снова январь. И снова новости, которые бередят душу автомобилистов. Спустя 6 лет поборов и борьбы за справедливые цены на утилизацию Президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ выступил с заявлением, что утилизационный сбор необходимо прекратить. Рынок тут же отреагировал снижением сделок купли-продажи. И забрезжила надежда, что стоимость авто снизится. Но не всё так просто оказалось с этим сбором. МИИР, на который возложили обязанность просчитать размер нового утильсбора, сообщил, что вынесет решение в конце февраля. Страсти забурлили нешуточные.
Цены больше, чем в США
Мы поговорили с главой Союза независимого автобизнеса Казахстана Бериком Заировым и узнали, что будет с ценами, если утилизационный сбор отменят или значительно снизят.
– После введения утилизационного сбора за последние 6 лет цены на автотранспорт выросли более чем в 2,5 раза. Конечно же, утилизационный сбор влияет на конечную стоимость, по которой человек покупает авто. В результате получилось так, что в Казахстане машины намного дороже, чем в США, например. Мы сравнивали одни и те же модели и видели разницу в несколько миллионов. Это надбавка за тот самый утильсбор. Интересно получается, что казахстанцы с более низкими доходами, чем в США, вынуждены покупать авто дороже. Мы не выступаем за полную отмену утильсбора, мы хотим, чтобы была справедливая цена за эту услугу. Для сравнения: в странах Европы утильсбор составляет 100–200 долларов. Поэтому, исходя из международного опыта и с учетом расчетов местных экспертов, мы вывели сумму в 100 тысяч тенге, которая является оптимальной для утильсбора. Мы обратились в ассоциацию “Республиканский союз промышленников вторичной металлургии”, нам сделали расчет, за какую сумму могут быть утилизованы старые авто. Для легковых автомобилей цена составила 73 827 тенге. Сравните теперь суммы, которые берут с наших людей. Утилизационный сбор составил от 1 млн до 3,5 млн тенге на легковые автомобили, до 6 млн тенге по грузовым авто, до 13 млн тенге – по сельхозтехнике. Даже на детские квадроциклы утильсбор около 500 000 тенге. Вот и считайте, при снижении утильсбора до 100 тысяч тенге цены могут скорректироваться на 900 тысяч и более.
– За 6 лет казахстанцы выложили на утильсбор огромные деньги. Так, по официальной информации за 2021 год, за 5 лет общая сумма уплаты составила более 579 миллиардов тенге. Многие сегодня негодуют, что шла косвенная поддержка отечественного автопрома…
– Мы постоянно говорим, что утилизационный сбор должен быть только для утилизации. Никакой подмены понятий здесь быть не должно. На практике утилизационный сбор введен как заградительная мера, чтобы доступные и качественные автотранспорт, грузовая и с/х техника не поступали в Казахстан, то есть для развития местного автопрома. При этом местные производители уплачивают утильсбор, но эти суммы им компенсируются. Поэтому ни о каком честном рынке разговора быть не может. На фоне высоких цен на ввозимую технику можно поднимать и цены на местную продукцию.
– Выходит, что снижение утильсбора может по касательной повлиять и на цены авто местного производства? Как в целом это отразится на отрасли? Некоторые считают, что это загубит местный автопром.
– Сегодня в Казахстане производят несколько десятков моделей авто, в разы больше, чем в Узбекистане. Там другая тактика: взять одну популярную выгодную модель и работать над ней, увеличивать долю в производстве запчастей этой модели, мы же гонимся за количеством. Распыляемся. В результате выдаются преференции, а выхлоп слабый. Для примера, с 2010 года остановлено производство 7 новых моделей автомобилей: “SsangYong”, “ZAZ”, “Peugeot”, “Geely”, “SsangYong Nomad”, “Toyota Fortuner”, “IVECO”. Возврата льгот не было. Результат нулевой. Понятно, что при снижении цен на ввозимые авто начнут работать правила конкурентного рынка. Будут выживать сильнейшие и самые перспективные. Произойдет естественный отбор самых жизнеспособных моделей отечественного производства. Число их сократится, а качество начнет расти. Поэтому снижение утильсбора выгодно и отечественному автопрому, чтобы выйти из тепличных условий и встать на путь самостоятельного развития.
– А как в России дела обстоят, там ниже утильсбор, но при этом и автопром развивается?
– В России в утилизационный сбор также входит и регистрационный сбор. Поэтому, если его вычесть, то суммы самого утильсбора значительно ниже нашего. Мы же платим и утильсбор, и за регистрацию отдельно. Также в России действует много льгот по утильсбору. У нас такого нет. Развивая автопром, не нужно забывать про обычных людей. Ведь непомерные суммы утильсбора сказываются на всех отраслях жизни и бизнеса. Автомобильный парк продолжает стареть, малый и средний бизнес сводят концы с концами, представьте, что утильсбор по автокрану составляет 6 миллионов тенге!
– Снижение утильсбора встречает сопротивление, и все-таки есть ли шансы? Ведь лоббисты утильсбора люди непростые...
– Мы чувствуем сильное противостояние, но думаем, что шанс есть, время изменилось, сегодня уже не утаишь информацию, всё тайное становится явным и получает общественную огласку.
АЛМАТЫ