Напомним, проект “Универсальный полицейский” предусматривал объединение строевых подразделений общественной безопасности и дорожной полиции.
Стартовал он в марте прошлого года в Павлодарской области и в городе Таразе.
Целый год бывшие инспекторы патрульной и дорожной полиции совместно боролись с уличной преступностью, с нарушителями ПДД и раскрывали преступления по горячим следам.
Эксперимент родился не на пустом месте. Одним из его сторонников был экс-премьер – министр РК Карим МАСИМОВ, который как-то заметил, что при проведении полицейской реформы Казахстан мог бы использовать опыт Грузии.
Действительно, в этой стране, так же как в США или некоторых европейских странах, функции дорожных и патрульных полисменов выполняют универсальные полицейские.
И 21 марта 2012 года глава МВД РК Калмуханбет КАСЫМОВ издал приказ № 166 о начале эксперимента.
Впрочем, не весь центральный аппарат МВД проявил по данному вопросу единодушие.
Например, начальник управления координации и обеспечения безопасности дорожного движения Комитета дорожной полиции Канат САДВАКАСОВ высказал сомнение в том, что “универсалы” сумеют полностью контролировать преступность в стране.
Опять же если в Грузии этот опыт был положительным, то в Украине после появления “универсалов” резко подскочило число ДТП.
А как у нас? Эксперимент подошел к финалу, пришла пора подводить итоги.
Однако это можно сделать лишь тогда, когда располагаешь информацией о работе полиции минимум за три года. К сожалению, пресс-служба ДВД Павлодарской области предоставила данные лишь за два месяца 2013 года:
“По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается увеличение количества обслуженных вызовов с 6 тысяч 170 до 9 тысяч 153, то есть на 48 процентов.
Количество задержанных за административные правонарушения также возросло с 18 тысяч 161 до 24 тысяч 427 – на 35 процентов.
В два раза увеличилось количество лиц, задержанных за распитие алкогольных напитков – с 5 тысяч 567 до 10 тысяч 53 человек.
На 5 процентов увеличилось число выявленных нарушений ПДД – с 12 тысяч 573 до 13 тысяч”.
Означают ли эти цифры, что население Павлодарской области стало больше пить и буянить после появления универсальных полисменов? Или раньше делали это безнаказанно?
В заключение пресс-служба бодро рапортует: “Произошло снижение количества преступлений на улицах с 354 до 304 (на 3 процента), в общественных местах – с 614 до 604 (на 2 процента). Сократилось и число ДТП со 113 до 103 – на 9 процентов. Анализ состояния оперативной обстановки показывает, что в результате реализации пилотного проекта “Универсальный полицеский” путем слияния двух служб наблюдается положительная тенденция эффективного и рационального использования их потенциала”.
Вот это достижения – целых 2, 3, и даже 9 процентов!
В Таразе пилотный проект также производит противоречивое впечатление.
По данным городского акимата, за первые семь месяцев 2012 года количество зарегистрированных преступлений по сравнению с 2011 годом возросло на 126 процентов, в том числе краж – на 150 процентов, а правонарушений среди подростков – на 19 процентов. После начала пилотного проекта рост преступлений наблюдался по-прежнему, но его темпы снизились. Число краж увеличилось на 34 процента, а число правонарушений, совершенных подростками, выросло на 13,4 процента.
Что касается ДТП, то их число в Таразе угрожающе увеличилось: по данным областного управления дорожной полиции, за 3 месяца 2013 года количество ДТП возросло почти в 3 раза! Произошло 122 ДТП, в которых 4 человека погибли и 127 были ранены. За аналогичный период прошлого года зарегистрировано 47 аварий, 4 человека погибли, а раненых было 57.
Может быть, потому, что универсальные полицейские стали реже появляться на дорогах и чаще обходить дома и квартиры, выявляя тех, кто живет без прописки.
Кстати, в Павлодаре наблюдалась обратная тенденция: по утверждению местных жителей, полицейские там предпочитали работать “на асфальте” – возможно, именно поэтому число ДТП там, хоть и незначительно, но все-таки снизилось.
А следить за порядком на всех фронтах “универсалы” явно не успевают.
Что же толкает МВД на путь объединения двух полицейских подразделений?
Не исключено, что главной причиной может быть желание сэкономить. Ведь создание “универсалов” может повлечь за собой сокращение сотрудников.
Однако если полисменов все-таки сделают универсальными, то придется немалые силы и средства потратить на их переподготовку. Не секрет, что бывшие патрульные слабовато разбираются в тонкостях дорожного движения, а дорожные полисмены не обладают достаточными навыками, чтобы исполнять работу патрульных или участковых.
Простым объединением функций преступность явно не остановить.