Уникальные разработки казахстанских ученых востребованы в России больше, чем на родине

Казахстанские изобретатели, ученые не сидят, сложа руки, о чем “КАРАВАН” постоянно рассказывает на страницах издания (см. материалы “Сделал дело – иди за патентом смело”, 23.12.2011 г.; “Иностранцы выкладывают миллионы долларов за изобретения казахстанцев”, 30.05.2016 г.; “Сенсация от казахстанских ученых: уникальная мазь изобретена после 50 лет труда”, 11.10.2017 г.; “Зарубежные бизнесмены выстраиваются в очередь для покупки уникального казахстанского “одуванчика”, 22.01.2019 г.; “Чиновники гораздо моложе меня начали мне “тыкать”: казахстанский ученый продает уникальные изобретения за рубеж”, 18.02.2019 г. и другие).

Во всех странах запасы месторождений легкой нефти стремительно уменьшаются, в то же время объемы вязкой, или тяжелой, нефти растут, рассказали участники прошедшей в южной столице пресс-конференции. Для ее транспортировки требуются инновационные решения.

Более 10 лет ученые “Satbayev University” и казахстанской нефтяной компании работали над этой проблемой и получили уникальные для всей нефтяной отрасли результаты.

Не буду вдаваться в технические подробности, лишь скажу – созданы умная технология транспортировки нефти с программным обеспечением “SmartTran”, система контроля и диспетчерского управления и автоматическая система коммерческого учета электроэнергии.

По словам ректора университета, д. э. н., профессора Искандера БЕЙСЕМБЕТОВА, в каждом техническом вузе РК есть разработки, проекты, позволяющие удешевить ремонт и восстановление технологического оборудования. А также снизить выбросы, очистить почву, воду, воздух, то, в чем так нуждаются наши города.

– Они повышают эффективность производственных процессов с существенной экономией ресурсов и времени, которого нельзя добиться любимыми у наших руководителей стандартными примерами – оптимизацией и сокращением расходов, – говорит профессор. – Поверьте, специалисты, разработки в науке есть! А вот квалифицированных управленцев в местных органах и государственных компаниях – единицы. Люди, которые работают на управленческих позициях, не восприимчивы к сложным решениям. Работать на перспективу, чтобы получить экономию через два-три года – на это не все идут. Корни я вижу в том периоде, когда распался Союз, и много грамотных технических специалистов покинули страну. Их место заняли те, кто должен был в кризис решать проблему экономической, финансовой устойчивости, в основном, финансисты.

– Не всем ученым с их разработками везет, как вашим, – внедрить свой продукт на крупном производстве. А как быть тем, у кого есть идеи, но не хватает пиара, напора, связей?

– Наш университет все-таки ориентирован на решение больших промышленных задач. Тем, кто имеет разные идеи, я бы советовал прийти к нам на научно-технический совет. Мы послушаем, возможно, вместе реализуем идею. Более того, оставим за автором его авторское право. В год к нам поступает несколько десятков интересных предложений. Некоторые сейчас в разработке, другие внедряются. Да, разработки нашего университета более востребованы в России, чем в Казахстане.

– Как думаете, почему?

– В России удельный вес руководителей, имеющих техническое образование, намного больше. Проб­лема его недостатка у казахстанских руководителей возвращается к нам бумерангом. Санкции тоже заставили соседей больше думать, не разбрасываться резервами, деньгами. В целом я хорошо отношусь к процессам, возникающим под давлением кризиса или чего-то еще. Это и для науки полезно. Как только период высоких нефтяных цен закончится, всё, можно работать только на будущее.

Чтобы восполнить недостаток специалистов технических специальностей по разным направлениям, в этом году в колледжах, вузах даже увеличили количество грантов для абитуриентов – потенциальных технарей.

АЛМАТЫ