"Уничтожение и надругательство": в Южном Казахстане обнаружили шестнадцать разграбленных курганов

Каинды – изобилующее березами

В Южном Казахстане множество мест, словно специально созданных природой для поселения человека. Урочище Сильбели – одно из таких благодатных мест. Но, в отличие от исхоженных вдоль и поперек ущелий по соседству − Сайрамсу, Каскасу, Тау самалы или Бадам-сай, Сильбели менее посещаемо туристами, но не менее красиво. По урочищу бегут с гор 2 речушки – Каинды и Сильбели, которые образуют многоугольник со сторонами 6 на 4 км. Берега обеих рек густо поросли березами, а на горных склонах красуются арчи, превращая регион в замкнутую курортную зону. Не знаю, достаточно ли было времени у наших далеких пращуров любоваться красотами предгорий, но они явно не были лишены эстетизма. Именно в этих благодатных местах и находятся археологические памятники, исследуемые учеными. Как утверждают археологи, раскопки позволяют сделать выводы, что и хронологически, и в историко-культурном плане поселение и могильник связаны с государством Кангюй, а это II–III вв. до н. э. – III–IV вв. н. э.


Классическая керамика Кангюя

Вид со всех сторон

Поселение-убежище сразу не заметишь. Настолько гармонично оно вписывается в окружающую среду. Понятно, что сейчас место обитания древних насельников поросло травой, земляные склоны оплыли, но в бытность для защиты от непрошеных гостей жители умело использовали особенности рельефа. Само поселение имеет хорошо укрепленную цитадель. Созданный природой ров вокруг холма, на котором находились постройки, кангюйцы, по мере возможностей, углубляли. Не бог весть какое препятствие для серьезных и вооруженных недругов, но время на преодоление отнимало. Близлежащие территории тоже осваивались – как для нужд производства, так и в качестве жилых территорий. Небольшой могильник в полукилометре от Сильбели тобе являлся местом захоронения жителей самого поселения. На каждом из курганов хорошо “читаются” по 2–3 воронки, оставленные грабителями.


Поселение-убежище

− Обычно такие поселения находятся в далекой горной зоне. Они спрятаны от основной массы населения и городских центров. Времена были тяжелые. Войны шли бесконечно не только на уровне государств, но и между семьями или родами. Люди старались уйти подальше, найти благоприятное место, где можно было бы жить, выращивать зерновые и заниматься своим ремеслом, – пояснил руководитель центра археологии при Южно-Казахстанском педагогическом университете профессор Александр ПОДУШКИН.

Чем жили наши предки

Сильбели тобе и могильник из 16 курганов как единый археологический комплекс – объект небольшой. Тем он и привлекателен с точки зрения научного изыскания. Раскоп на поселении дал строительные конструкции первого жилого горизонта – остатки каменных стен, обожженные кирпичи, печи, большую массу самой разнообразной столовой и кухонной керамики. Найдено множество каменных орудий труда – зернотерок с обоюдными рабочими сторонами, что традиционно для кангюйских поселений рубежа нашей эры.

− Присутствует чисто земледельческий археологический комплекс. Жители могли здесь выращивать простые культуры – просо, ячмень. Обнаружены неплохо сохранившиеся изделия из кости, такие как срединные накладки на М-образный кангюйский лук. Кроме того, найдены крицы – высокообогащенная железная руда, предназначенная для последнего передела, то есть выплавки железа. Это дает основание говорить, что люди, прибывшие сюда, занимались добычей железа, которое потом расходилось по близлежащим населенным центрам. Собственно горнов пока мы не нашли, но железо добывалось именно в этих горах, − рассказал о занятиях древнего населения Александр Подушкин.

Наличие обогащенной руды в виде криц сразу напомнило о том, что в десятке километров на юго-восток от Сильбели, по прямой через горные массивы, на реке Угам, также на поселении кангюйского времени в изобилии были найдены крицы. Всё это говорит о достаточно развитом производстве металла и изделий из него. И, пожалуй, еще одно, что может говорить о наличии развитой металлургии в нашем регионе во времена Кангюя. Опять-таки в десятке километров, теперь на северо-восток от Сильбели, практически на границе Аксу-Жабаглинского заповедника находится Иирсуское месторождение.

Но вопросы по результатам научных изысканий Сильбели не заканчиваются… Как долго существовало поселение? Сколько человек могло разместиться в этом укромном месте? Чем занималось местное население, помимо земледелия и металлургии?


Костяные серединные накладки на лук

− Палеодемографическим анализом мы на данный момент не располагаем, но мой опыт позволяет говорить о численности, раз поселение небольшое по размерам. Мы открыли приблизительно одну десятую его часть. О количестве лет, которое население обживало это поселение, сложно сказать, но, может быть, 50–100 лет. Люди в этом поселении жили кратковременно. Полагаю, что там жило от 30 до 50 человек. Жилая площадь больше не позволит. Хотя в древности была очень высокая плотность заселения. Малочисленность подчеркивает и близлежащий могильник, состоящий всего из 16 курганов. Сейчас точно установлено, что в них были захоронены жители поселения Сильбели тобе. В погребениях обнаружили керамику, идентичную керамике поселения. Жители использовали катакомбные погребальные сооружения и погребальные традиции, которые были привнесены сюда. Хотя местные почвы сложны для обустройства подземных полых конструкций. Преобладающие здесь так называемые тугоплавкие белые глины, невероятно тверды и формировать в них какую-либо полость чрезвычайно сложно, − рассказал о научных предположениях профессор Подушкин.

В каких “квартирах” обитали древние

Учеными были зафиксированы 3 камеры и 3 катакомбы, где хорошо читаются инструменты, которыми древние люди работали при вырубке катакомб. Что-то вроде небольшой острой лопатки для стесывания стены при создании полости. А так классическая катакомба: коридор – дромос, пандус – мягкий спуск, затем небольшой лаз, который в местных условиях перекрывался крупными камнями, а не кирпичом-сырцом, как по катакомбной классике. Далее – овальная полая камера. Но есть один нюанс. Все 3 вскрытых погребения были подчистую ограблены в древности.

На предположение о том, могло ли быть это поселение поселком рудокопов, археологи ответствовали утвердительно.


Сдержанная архитектура древних жилищ

− Скорее всего. Местный климат позволяет, чтобы выживать. Богатейшие флора, фауна. Люди, в древности обитавшие здесь, наверняка охотились, обеспечивали себя дичью. Даже сейчас, когда развит туризм, можно наткнуться на диких животных. Наши ребята, поднявшись немного вверх по горному склону, обнаружили медвежьи экскременты, что сразу же отбило желание к дальнейшим восхождениям, − рассказал о соседстве с обитателями дикой природы Андрей ДОНЕЦ, старший научный сотрудник отдела археологии Туркестанского областного историко-краеведческого музея.

На вопрос, почему же все-таки отсутствуют кости в погребениях, равно как и погребальный инвентарь, ученые поделились своими догадками.

– Это и ограбление, и ритуал уничтожения. Как факт надругательства над врагом. Такие вещи практиковались и в более позднее время. Вспомните Чингиза, заставившего выкинуть косточки Хорезмшаха Мухаммада из могилы. Результаты раскопок говорят, что мы сделали небольшой, но вклад в исследование материальной и духовной культуры государства Кангюй. А это одно из основополагающих государственных объединений, стоящих у истоков казахской государственности, − резюмируя, заявил д. и. н., профессор Александр Подушкин.

ШЫМКЕНТ