Умов палата: на что чиновники бездумно тратят наши деньги

НЕдетская боль…

Пожалуй, самый скандальный долгострой шахтерской столицы – это здание новой многопрофильной областной детской больницы, которое возводится в будущем административном центре города, районе “Юго-Восток”, аж с ноября 2013 года. Затянувшаяся стройка “пережила” 4 акимов области, каждый из которых обещал, что объект вот-вот сдадут. Кстати, нынешний глава региона Женис КАСЫМБЕК не стал нарушать сложившуюся за 8 лет традицию и тоже пообещал, что больницу достроят – в 2021 году. По слухам, на то, сможет ли он разорвать “порочный круг” невыполненных обещаний карагандинских акимов в отношении долгостроя, в народе уже делаются ставки. И удивляться появлению такого “тотализатора” едва ли будет кто-то, кому известна история этого “эпохального” строительства.

Итак, в 2013 году, в бытность акимом Карагандинской области Бауржана Абдишева, была разработана проектно-сметная документация (ПСД) для проекта новой областной детской больницы на 200 мест. Общая смета проекта составила 7 миллиардов 959 миллионов тенге.

В 2014 году начались строительно-монтажные работы, о ходе которых докладывали уже другому акиму – Нурмухамбету Абдибекову. Подрядчик, ТОО “Заводстрой”, выигравший тендер на почти 8 миллиардов тенге, бодро начал выполнять обязательства по строительству корпусов. В новом современном здании были предусмотрены самые современные лаборатории, стационары, реанимация, ожоговое отделение и т. д. Согласно конкурсным условиям, победитель должен был оснастить их и должным медицинским оборудованием. Но в 2015 году, как мы помним, грянул кризис, повлекший за собой девальвацию, и от былой бодрости подрядчика не осталось и следа. Закупить заявленное оборудование по новым ценам оказалось не под силу. Именно этот довод представитель ТОО “Заводстрой” приводил в суде, куда обратился с иском к заказчику – ГУ “Управление строительства, архитектуры и градостроительства Карагандинской области”. Однако суды не вняли основному аргументу победителя тендера и не стали менять условий ПСД. Между тем заказчик тоже обратился в суд со своими претензиями к подрядчику, чтобы расторгнуть договор. Им это удалось. Но на то время, пока шли тяжбы, строительство было заморожено.

Следующему главе Карагандинского региона, Ерлану Кошанову, также не удалось сдвинуть долгострой с мертвой точки.

Хотя он, как и его предшественники, обещал закончить строительство детской больницы. И лишь в мае 2020 года, уже при нынешнем акиме области, заказчик снова объявил тендер. На завершение работ в новой областной детской больнице были выделены 2 миллиарда 897 миллионов 863 тысячи 405 тенге. Но потенциальные подрядчики то ли посчитали, что этих денег не хватит на закупку дорогостоящего медицинского оборудования и завершение строительных работ, то ли не захотели связываться с “несчастливым” объектом, но конкурс не состоялся ввиду отсутствия заявок.

После такого фиаско чиновникам пришлось заново пересчитывать стоимость оставшихся работ. За 12 миллионов тенге аудиторские работы выполнило ТОО “Технострой-Инжиниринг 2050”. На основании заключения частных специалистов заказчик начал вносить корректировки в ПСД. Об этом сообщил Женис Касымбек в ноябре прошлого года на брифинге в Службе центральных коммуникаций: “Решение суда по этому вопросу было вынесено в конце 2019 года. Проектной документации на строительство исполнилось уже 9 лет, сейчас ведутся работы по ее уточнению. Завершить объект планируется в декабре”. Как отметил Женис Касымбек, строительство детской больницы возобновится в следующем году, к декабрю 2021 года её введут в эксплуатацию.

В какую сумму обойдется казне завершение долгостроя, пока тайна. Однако уже сейчас, посетив сайт госзакупок, можно сделать вывод о том, что в “замороженном” виде детская больница обходится недешево для областного бюджета. Только услуги охраны пустующего здания оцениваются в 11 миллионов 247 тысяч 767 тенге в год.

Зимы не будет?

Летом 2020 года, несмотря на то, что всё внимание общественности было приковано к борьбе с коронавирусом и проблемами, связанными с ограничительными мерами, в Караганде вдруг обнаружилась еще одна “долгоиграющая” и скандальная стройка. А именно – новое здание зоопарка для зимнего содержания животных. Его начали возводить еще в 2018 году и планировали, что зимой 2019/20 года звери отправятся по новым просторным “квартирам”. Но стройка, как это часто водится, затянулась. Когда же член попечительского совета зоопарка, зоозащитница Инна РАДЧЕНКО побывала на объекте, то пришла в ужас и своими впечатлениями поделилась с журналистами.

Местные и республиканские СМИ заклеймили недостроенное здание метким названием “концлагерь для животных”.

Что вполне объяснимо, если учесть, что в зимних вольерах отсутствовали окна, освещение, система кондиционирования воздуха. А также не было проемов для перемещения животных из зимних вольеров в летние, дополнительных вольеров – для перемещения в них питомцев на время уборки в основных, а также входов для работников зоопарка – хотя бы для того, чтобы покормить животных и убрать за ними. Ну и другие “мелочи”, вроде того, что бассейны для водоплавающих представляли собой колодцы метр на метр, клетки для хищников и их потенциальной добычи располагались по соседству и т. д. и т. п.

Но поднявшаяся шумиха не смутила ни подрядчика, ни заказчика. Застройщик, ТОО “СТРОЙ С НАМИ”, который взялся за 1 миллиард 29 миллионов тенге демонтировать старые здания и построить новое, заявил, что при строительстве здания строго следовал проектно-сметной документации, не делая никаких отступлений.

Заказчик, городской отдел строительства, пенял на то, что в ход строительства слишком уж вмешивалась администрация зоопарка и попечительский совет.

Ни чиновники, ни бизнесмены не особо-то старались вникнуть, чего они так возмущаются. Ну и что, что старые здания снесли, а новое не построили.

Вопрос был вынесен на обсуждение общественного совета города. И вот тут выяснилось, что из-за ошибок в проекте, на которые и указывали администрация зоопарка и попечительский совет, необходимо вносить корректировки в ПСД. Цена вопроса – около 500 миллионов тенге. А это значило, что нынешней зимой новоселья у зверей не будет. Впрочем, повторюсь, чиновников это обстоятельство не смущало. Без окон и без дверей: что творится с долгостроями в Уральске

– Я думаю, что до апреля мы все бумажные моменты урегулируем, – заявил общественному совету представитель отдела строительства Караганды Жумаш БАЙДИЛЬДА. – А весной у подрядчика будет возможность возобновить работу по строительству здания зоопарка.

На том и порешили. А животных расселили где придется.

Кино во время пандемии

Дабы чиновники не упрекнули автора этих строк в предвзятом отношении, завершить статью хотелось бы на позитивной ноте: один объект в Караганде построен в рекордно быстрые сроки. В августе объявили, что в городе появится новая архитектурно-художественная композиция, а в декабре (горожане и глазом моргнуть не успели) на улице Абая (бывшая улица Ленина), рядом с Карагандинским государственным техническим университетом, вырос большой, почти 13 метров в высоту, памятник… киноленте.


"Кинолента" за 218 миллионов. Фото Ларисы ЧЕН

“Кинолента – стилизованное решение на тему истории, застывшей в движущейся киноленте, – сообщал в релизе в последний месяц лета 2020 года акимат Караганды. – Композиция включает в себя закрученный виток ленты, входящей в землю и снова вырывающейся наружу, сохранив в себе этапы жизни города. Композиция объемная, но визуально очень воздушная, располагается на участке земли, островке треугольной формы, благоустройство предусматривает размещение зоны отдыха, озеленение и освещение”. Не стал исполнительный орган скрывать подрядчика – темиртауское ТОО “Механомонтаж-2004”. И стоимость – 187 миллионов тенге.

Однако уже по завершении работ общественному совету Караганды стало известно, что стоимость архитектурной композиции “Кинолента” выросла. В конечном итоге этот шедевр архитектурной мысли обошелся бюджету в… 218 миллионов тенге.

Об этом стало известно 14 декабря 2020 года на заседании общественного совета. Его члены поинтересовались у чиновников, чем обусловлена необходимость строительства “Киноленты” за полмиллиона долларов в такое сложное время. “Проектно-сметную документацию разработали в 2018–2019 годах, а в 2019 году получено положительное заключение, – ушел от прямого ответа на поставленный вопрос руководитель отдела коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автодорог Караганды Алибек ДЮСЕМБЕКОВ. – Он прошел экспертизу. Бюджетная комиссия нас поддержала, и мы реализовали проект. В его рамках были трудоустроены рабочие через центр занятости”.

В общем, в данном случае чиновники показали пример того, как оперативно можно освоить бюджетные средства. Насколько эффективно – вопрос другой. Ответа на него чиновники так и не дали.

Караганда

Автор: Лариса ЧЕН