Умные рудники “Казатомпрома”

Шымкент – Сузак – Шымкент

Сузак – от животноводства до атомной промышленности

Сузакский район традиционно считается одним из рекордсменов животноводства не только в ЮКО, но и по всему Казахстану. В сузакских степях выращивают баранов, мясо которых обладает просто удивительнейшим вкусом и нежностью. Несмотря на отдаленность, шымкентцы порой специально приезжают в Шолаккурган (районный центр), чтобы на местном рынке прикупить себе кошкара для хорошего тоя. А если отведать здешний куырдак, приготовленный нарочито без изысков, но с обилием натуральных экологических продуктов и огромным количеством мяса, то, во всяком случае для гурманов, Сузак станет настоящей вотчиной.

Впрочем, с некоторых пор отнюдь не овцы стали главной гордостью Сузака. Еще в 1980-х годах прошлого столетия-тысячелетия здесь были обнаружены залежи урана. Тогда же началась разработка. Впрочем, в те времена об этом сильно не распространялись.

С приходом суверенитета атомная промышленность начала стремительно развиваться. Уже к концу 2000-х Казахстан прочно вошел в список крупнейших уранопроизводителей. А с 2012 года мы стали бесспорными лидерами по добыче “мирного атома”. И порядка 60 процентов запасов урана нашей страны обнаружено и добывается в Сузакском районе Южно-Казахстанской области.

Мирный атом

Одной из особенностей технологии добычи урана в Сузаке является ее абсолютная экологичность. Этому способствуют и геологические характеристики залегания руд. Если представить разрез грунта, то получится своеобразный слоеный пирог. Между мощнейшими слоями глины имеются прослойки с ураносодержащей породой. В основном урановые слои проходят на глубине в километр и более. При этом верхний панцирь из глины служит прекрасным и гарантированным изолятором для радиоактивных элементов.

Технология подземного выщелачивания, применяемая на всех урановых рудниках Сузака, позволяет не нарушать природную целостность ландшафта. В этом журналист “КАРАВАНА” убедился, посетив один из рудников “Казатомпром-Саурана”.

Степь да степь кругом

В привычном понимании шахт и шахтеров на урановом руднике нет и в помине. На поверхности видны лишь торцы трубопроводов, вертикально уходящих под землю.

Принцип добычи нам объяснил руководитель рудника “Казатомпром-Саурана” Жангали ИСАЕВ:

– Бурится сеть скважин, доходящих до уранового слоя. В центре – откачивающая скважина, по периметру вокруг нее – закачивающие трубопроводы. По закачивающим скважинам под землю подаются химические реагенты. Этот раствор в глубине начинает выщелачивать уран из ураносодержащей породы. По сути, это и есть главный процесс добычи, который происходит полностью под землей. Тем временем откачивающая скважина начинает тянуть на себя всю смесь. В результате разжиженная и насыщенная ураном порода устремляется от периметра к центру, к откачивающему трубопроводу. Затем поступает на завод, где проходит окончательную переработку.

Никакой радиации или опасного фона, как, впрочем, и пресловутой “урановой пыли”, ни в карьерах и нигде в округе нет.

Единственно, что еще можно увидеть на руднике, – это несколько вагончиков. Да и те полностью заняты сетью труб, оборудованных всевозможными датчиками, аппаратурой и пр.

 

Цифровые технологии

“Умный”, или, как его еще называют, “цифровой рудник”, позволяет в режиме онлайн комплексно отслеживать и обрабатывать всю информацию, поступающую с контрольных датчиков технологических линий, удаленно контролировать и регулировать количество используемых химических реагентов при добыче урана.

– Главная задача системы – повысить эффективность и производительность всех этапов деятельности, – говорит председатель правления АО “НАК “Казатомпром” Аскар ЖУМАГАЛИЕВ. – Цифровые технологии позволяют обеспечивать оптимальный производственный процесс, следить за рациональным расходованием реагентов, до нуля сократить простои оборудования.

“Умный рудник” поможет максимально оперативно выявлять и устранять практически любые внештатные ситуации, если они вдруг возникнут. Как показал опыт иностранных добывающих компаний, подобные процессы автоматизации производства и контроля экономят до 15 процентов бюджета.

– Система минимизирует человеческий фактор и обеспечивает онлайн-контроль за производством. Система позволяет производить анализ исполнения производственных планов, своевременно выявлять отклонения и помогает определять причины отклонений, – пояснил управляющий директор по информационным технологиям АО “НАК “Казатомпром” Талгат ИСМАГАМБЕТОВ.

Раньше на сбор и анализ данных о состоянии производительности скважин уходило несколько дней. Аппаратчики обходили все блоки, записывали показания расходомеров и после смены передавали показания ответственному за консолидацию данных. Собранные данные анализировались раз в неделю.

– Теперь система снимает показания с расходомеров и сама отслеживает динамику изменения производительности скважин. И в случае отклонений от нормы выдает соответствующее уведомление. Весь процесс занимает минуты, – рассказал Исмагамбетов.

Система также позволяет отслеживать расход реагентов, подаваемых в подземные уровни для выщелачивания урана.

– В случае если использование контролируемого реагента превышает норму, выдается соответствующее уведомление, которое позволяет ответственному сотруднику своевременно выяснить ситуацию и повлиять на нее, – пояснил директор департамента по информационным технологиям АО “НАК “Казатомпром” Азат ИГЕНБЕРЛИН.

В перспективе эта система будет тиражирована на все добывающие предприятия “Казатомпрома”, что позволит получить мультипликативный эффект, а также вывести показатели производительности и эффективности производства на новые уровни.

Автор: Алим Абенов