За последние десять лет на борьбу с пробками потрачены сотни миллионов долларов, в одном только Алматы построены десятки дорогостоящих развязок. Но даже сами чиновники признали, что это лишь локальная победа, пробки переместились с одних участков города на другие. Нужен комплексный подход к решению проблемы с использованием новейших технологий.
В академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева мы нашли эксперта, который защитил докторскую по теме решения транспортных проблем в Алматы. Ее автор – профессор кафедры “Организация дорожного движения” Шамсигуль КОБДИКОВА – рассказала о подходе к решению проблемы с помощью “умных дорог”:
– “Умная дорога” фиксирует нарушения, рассчитывает скорость движения, регулирует сигнал светофора с учетом интенсивности движения. Чтобы система не давала сбой, нужны датчики погоды. Они фиксируют температурный режим, силу, направление ветра. Вот поставили камеры у нас в городе, но снегопад вывел их из строя. Если водитель нарушил, информация поступает сразу в процессинговый центр.
“Умная дорога” помогает не только водителям, но и пешеходам. Например, в системе работают пешеходные вызывные устройства. Когда человек хочет перейти дорогу, он нажимает кнопочку, и система находит через детекторы транспорта разрывы в потоке и включает сигнал.
А для эффективной работы “умной дороги” нужно создать единый центр управления транспортом по всему Казахстану. Чтобы штрафы платили не только алматинцы, но и приезжие, до которых сегодня эти извещения просто не доходят.
И еще один важный момент, без которого даже “умная дорога” не поможет, – это культура каждого водителя. Если люди научатся уважать друг друга, мы сможем решить проблему заторов на дорогах, считает профессор.
Примут ли чиновники предложения казахстанских ученых, пока неизвестно.