Его развитие остановилось после развала Союза. Среди полуразрушенных строений, заваленных мусором, с заколоченными окнами, без дорог, в клубке серьезных проблем как-то выживают больше 1 700 человек. Добро пожаловать в… ад!
Поселок находится в 370 километрах от Алматы, на берегу озера Балхаш. Почти половина пути – а мы двигались по трассе Алматы – Караганда – Астана, усеяна ямами.
И три десятка километров гладкой дороги нам показались раем. Сворачиваем по направлению в Улькен. И снова 7 километров сплошного бездорожья. Дорога не освещается, так что в темное время суток можно остаться без колеса.
Въезд в поселок “украшают” развалины кафе “Чайка”. Оно давно превратилось в гигантскую помойку. Рядом гордо возвышается новенькая стела “25 лет”. Сразу видно, ее возводили в спешке, наверное, к приезду какого-нибудь высокого начальства: ступеньки, ограждения повалены, как попало насыпан гравий… Предположим, что денег за это бесполезное строение выложили немало!
Вообще-то, в Улькене я во второй раз. Первая поездка состоялась в 2007 году. Запомнилась она кошмарной жизнью местных жителей да летающими по всему поселку целлофановыми пакетами.
Этот поселок особенный – городского типа, в нем только пяти- и девятиэтажные строения. Тогда, в 2007-м, вода не поднималась выше третьего этажа. Были перебои с электричеством, в квартирах отсутствовали отопление, горячая вода, телефонная связь.
Помню, общалась с пожилой парой. Старики заколотили все межкомнатные двери в квартире, поселились в одной. Вырезали на полу линолеум. Чтобы согреться, на бетонном пятачке жгли костер из старой мебели, газет, кутались в одеяла, ковры.
Мечта подростков – футбольное поле и тренажеры
Теперь пятиэтажная гостиница Улькена со всеми удобствами (в прошлый раз на входной двери не было даже замка, пришлось подпереть ее тумбочкой). Есть вода, свет, тепло. И в домах местных жителей тоже появились блага цивилизации. Но об этом чуть позже.
С фотокором вышли на прогулку. По огромным лужам, грязи (тротуаров, дорог нет) обходим двор за двором. Вот бывший детсад. Ограждение сломано, территория усеяна битыми стеклами, мусором. Я сразу распорола “непробиваемые” горные кроссовки.
Увидев чужаков с фотокамерой, навстречу вышел мужчина. Интересуюсь: как ему здесь живется?
– Да вы сами все видите, – махнул рукой Сейсен, в поселке он живет более 30 лет. – Уюта нет, жизни нет, разруха… Народ весь уехал. Остались те, кому совсем некуда податься, пенсионеры и коммерсанты. Власти говорят, с каждым годом в Улькене все лучше жизнь. Где она, лучше? Наоборот, все хуже становится.
– Руководство Жамбылского района к вам приезжает?
– Да, каждый год приезжают. Все обещают, как всегда…
Вот и поговорили. Рядом находятся пустующие дома с заколоченными или выбитыми окнами. С ними по соседству живут люди. Стайки детей топчут поселковую грязь – в школе закончились уроки.
Остановила подростков, спросила – о чем они больше всего мечтают?
– Чтобы в Улькене появилось футбольное поле, с зеленым покрытием, – у пацанов загорелись глаза. – И бассейн, тренажеры на улице, как в городе…
Поинтересовалась – а чем занимаетесь в свободное время?
В ответ пожали плечами – ничем. Поселковые развалины изучили вдоль и поперек, к тому же небезопасно там. В некоторых зданиях арматура, бетонные плиты свисают так, что могут придавить. На велосипеде не покатаешься – грязно еще. В школе есть спортивный стадион, но нет футбольных ворот. Балхаш покрыт льдом. А летом вся детвора пропадает у воды.
– Только пляж очень грязный, нет грибков, раздевалок, спасателей, – проинформировали подростки.
Признаюсь, у меня защемило сердце. Поставить те же футбольные ворота, тренажеры, чтобы дети занимались, почистить пляж, – разве этого юные казахстанцы не достойны? Местный аким Болаттай РАХИМОВ во время нашей внезапной встречи в поселке обмолвился, что Улькен живет "нормально" и его предприятия дают в район около миллиарда тенге. А куда идут эти деньги?
Антисанитария устраивает власти?
За школой пустующая пятиэтажка тоже превратилась в свалку. От мусорных куч меня начинает подташнивать.
В голове не укладывается – как можно жить в такой антисанитарии? Почему Болаттай Рахимов не организует масштабный субботник? А аким Жамбылского района Жандарбек ДАЛАБАЕВ не даст нагоняй за такой бардак? Или всех всё устраивает?
Замечаю, что в поселке нет урн и контейнеров. Пакеты с отходами жители складируют на улице, четыре раза в неделю их забирает мусоровоз. Пока приедет машина, содержимое растаскивают собаки, коровы. Ветер разносит пакеты по степи до самого побережья… Вот другая многоэтажка. Первый этаж был магазином. Сейчас здесь тоже свалка.
Многие окна заколочены, на других висят пожелтевшие занавески, сидят мягкие игрушки, зайцы, медведи. Трудно сказать, живут ли здесь люди. В начале 2000-х годов жители массово бежали подальше от поселка, бросали квартиры, имущество. Жизнь замерла, как в Чернобыле.
А ведь когда-то, в 80-е годы прошлого столетия, это был образцовый поселок! Два детских сада, школа, поликлиника, магазины, общежитие, баня, рынок… Недалеко велось строительство Балхашской атомной электростанции.
Многие молодые специалисты – физики-ядерщики, энергетики, строители, которые должны были обслуживать АЭС, тогда переехали в новые квартиры Улькена. Польстились люди и на возможность хорошо заработать.
В середине 80-х в поселке проживало около 10 тысяч человек. Но строительство Балхашской АЭС “заморозили”. Разговоры о возрождении проекта велись много раз. До сих пор люди надеются, что когда-нибудь заживут по-человечески.
Зимой поселок кушает в долг
Рахима КАИРБЕКОВА вместе с супругом когда-то приехали в Улькен за длинным рублем. Получили четырехкомнатную квартиру, обустроились. Пережили самые тяжелые годы – начало 2000-х, когда все жители сидели без зарплаты, света, воды. Поил и кормил людей только Балхаш. “Были бы крылья – улетела, да некуда”, – говорит женщина.
– Здесь хорошая природа, воздух, воздух летом – благодать, курорта не надо! Вода чистейшая, пресная сторона. Туризм бы здесь развить. Если бы всё облагородили, как-то заботились о жителях, подъемные коммунальные услуги сделали, люди не бежали бы. Но в поселок вливаний нет!
Как рассказали нам жители, самая глобальная проблема Улькена – неподъемные цены за отопление. Оно индивидуальное, в каждом доме стоят электрокотлы.
Жильцы девятиэтажных домов за январь заплатили только за отопление (!) двушки – 37 тысяч тенге, трешки – 40, четырехкомнатной квартиры – 45 тысяч.
Это при том, что правительство выделяет дотацию “Балхашэнерго”! Люди рассказали, что всю зиму берут продукты в магазинах в долг, а рассчитываться начинают с весны, когда отключают отопление. Аким-невидимка: как Жамбылский район стал затерянным миром
– Кстати, пока все жильцы дома не внесут предоплату, отопление нам не дадут. И в квартирах достаточно холодно, – продолжает Рахима Каирбекова. – Районные власти нам обещали построить небольшую котельную, чтобы обслуживалась центрально. На каждой отчетной встрече с акимом Жамбылского района Далабаевым мы озвучиваем наши беды – дороги, отопление, отсутствие пожарной машины, скорой помощи, централизованного газоснабжения… Он много всегда обещает, старается быть объективным, записывать всё. Но воз и ныне там.
В домах, например № 10, текут крыши. В квартирах на последнем этаже сыро, стены съедает плесень.
– Своими силами закрываем, латаем, толку нет, – рассказывает Кымбат. – От постоянной сырости дети болеют. У всех обои отошли от стен, а сколько раз проводка замыкала! Освещения в нашем подъезде нет. С такими ценами за отопление мы не можем осилить капремонт крыши. Нам очень нужна помощь!
“Рожать и болеть нам нельзя”
Во всех многоэтажках стоят газовые баллоны. При этом ближайшая пожарная часть находится за 130–150 километров от поселка! Жители рассказали, что как-то здесь горели производственные склады. Пожарная машина приехала только через 3 часа из Приозерска.
Еще в поселке нет банкомата. Всего 3 или 4 приличных детских площадки. Озеленением жители занимаются сами.
Если вы думаете, что список бед заканчивается, это не так!
Больше всего сельчане боятся заболеть. В поселке есть медпункт, медперсонал. Говорят, врач по имени Кайрат готов прийти на помощь даже ночью. Но если кому-то потребуется срочная госпитализация, вся надежда – на помощь таксистов и Всевышнего.
– У нас женщины сколько раз рожали в дороге, мужья не успевали довезти: до райцентра Узынагаша – больше 300 километров, – рассказали люди. Женщины поселка Оcтемир научились рожать в такси
– Как-то мы ребенка экстренно увозили с кишечной инфекцией в Узынагаш, заплатили 40 тысяч тенге за такси, – говорит Елена. – Рожать и болеть нам нельзя!
– Недавно сыну нужна была экстренная операция в девять часов вечера, – рассказывает другая женщина. – Домчались до поселка Бурыбайтал, до него ехать 40 минут. Там дежурит бригада МЧС. Спасибо хирургам, провели операцию. Даже не знаю, что бы мы без них делали…
К узким специалистам тоже нужно ехать в Узынагаш. Маршрутка ходит по направлению в Алматы 3 раза в неделю, билет стоит 2 500 тенге.
Два дня в Улькене мы провели в общении с жителями. С поселковым акимом пересеклись во время съемок. Честно говоря, слушать оправдания чиновника (это старая песня, мы ее уже слышали в прошлый приезд) не захотелось. Потом нас встретили местные участковые, поинтересовались – кто такие, что снимаем, о чем пишем? Мол, “аким сильно волнуется”…
Побывали на пляже, где отдыхают местные жители и гости Балхаша. Одна сплошная мусорная свалка.
В курсе ли природоохранная прокуратура Алматинской области, что творится на побережье? По слухам, его по кусочкам уже выкупили частники.
Надеемся, эту информацию тоже проверят областные прокуроры.
От редакции
В последнее время журналисты “КАРАВАНА” посетили много населенных пунктов Алматинской области – Талгар, Каскелен, поселки Узынагаш, Кастек, Аккайнар, Унгуртас, Актерек, Сауранши батыра, Нургисы Тлендиева, Кайназар, Каргалы, Улькен… Понимаем, что наши репортажи многим чиновникам не по нраву.
Вот, например, поселок Улькен оказался сплошной зоной бедствия. Жандарбек Ермекович, в вашем хозяйстве всё очень печально. Вы много обещаете, но ведь говорить – не мешки воротить!
В поселке Каргалы (Фабричный), где мы были в начале февраля (там замерз водопровод, люди сидели без воды), на улице Маметовой все еще нет воды. Села и города тонут, а акимы ни при чем
Рекомендуем вам пожить в Улькене несколько дней, прогуляться по его унылым дворам, подышать воздухом на запущенном пляже, послушать людей. А еще заглянуть в безрадостные глаза женщин, подростков. Может, тогда появятся идеи, как вывести поселок из глубочайшего кризиса?
Пока же ставим вашему акимату за работу большой жирный кол. Надеемся, без обид.
Алматинская область