Укротители цен

Эпоха "дешевых денег", основанная на бесперебойном получении финансовых средств из-за рубежа, кончилась, и казахстанскому финансовому сектору сегодня приходится сталкиваться со значительными трудностями.
Сокращается объем выдаваемых кредитов, ужесточаются условия их выдачи, что напрямую сказывается на темпах роста экономики в целом. Да еще над нашими банками "дамокловым мечом" висит необходимость ежегодного возврата миллиардов долларов по кредитам, взятым в прошлые годы…
Как ни старайся делать "хорошую мину" - перспективы для финансового сектора не слишком радужные. Время расточительного отношения к финансам, когда кредиты выдавались чуть ли не под честное слово, прошло - настало время экономить.
Проблемы финансового сектора, как паровоз, потянули за собой кризисные явления в реальном секторе экономики. Строительная отрасль, дававшая значительную часть прироста ВВП, стагнирует; обрабатывающая промышленность показывает тенденции к спаду; экспорт растет почти полностью за счет сырья; импортная зависимость казахстанского потребительского рынка возрастает. Закономерным результатом продолжающегося роста цен на энергоносители стала инфляция, которая в прошлом году, по разным оценкам, "пробила" планку в 12-16 процентов и не собирается снижаться.
Конечно, эти негативные тенденции в развитии экономической ситуации в стране и мире не остались незамеченными руководством страны. Президент Н. Назарбаев еще в феврале поручил правительству сократить все госрасходы, за исключением социальных программ.
- Правительству необходимо временно, до преодоления проблем в финансовом секторе, сократить расходы по всем направлениям и программам, кроме социальных, - сказал Назарбаев, выступая на совместном заседании обеих палат парламента с ежегодным посланием к народу Казахстана. - Все, что может подождать, без чего мы проживем один - два года, должно быть приостановлено, - может быть, это дороги, строительство или еще что-то…
Правительство оперативно откликнулось на указание главы государства и приостановило финансирование ряда бюджетных программ на сумму 84 млрд. тенге. Секвестру подверглись расходы военного ведомства, различные программы в сфере дорожного строительства, возведения различных объектов инфраструктуры и другие.
Конечно, сокращать бюджетные расходы - не самая приятная вещь. Особенно с учетом стремительных темпов роста ВВП в последние пять-шесть лет, до 10 процентов в год. Но победить инфляцию сегодня - гораздо более важная задача. И для выполнения ее есть солидные резервы. Сегодня валютно-финансовый запас страны, включая средства Национального фонда, достиг суммы в 40 млрд. долларов, что, не в последнюю очередь, стало важнейшим элементом в поддержании устойчивости казахстанской финансовой системы.
Но одними корректировками бюджета, пусть и даже самыми значительными, проблему роста цен не решить. Есть объективные факторы, которые, хотим мы этого или нет, в обозримой перспективе будут работать на рост инфляции. Например - устойчивый мировой рост цен на наши главные экспортные товары - нефть, газ, металлы. Сегодня уже вполне авторитетные мировые аналитические центры делают осторожные прогнозы о росте цен на нефть до отметки 200 долларов за баррель! Безусловно, для Казахстана это выгодно - больше денег приходит в страну от экспортной выручки. Но, с другой стороны, растущий поток денег неизбежно провоцирует инфляцию. Борьба с инфляцией, поэтому, может и должна носить комплексный, системный характер, с применением всего традиционного набора мер для ее сокращения.
Методы борьбы с инфляцией в пору экономической рецессии и одновременного роста цен на энергоносители в мире опробованы давно. Важно только их умело и своевременно применять. Это большое искусство, потому что здесь очень важно "пройти по грани", разумно сочетая интересы различных секторов и отраслей экономики, строгую финансовую политику - и предпринимательскую активность; макроэкономические показатели и, насколько возможно, сохранения или даже улучшение уровня жизни населения. Это настоящий экзамен для кабинета К. Масимова, Нацбанка и всех государственных структур.
Впрочем, здесь на стороне правительства и объективные экономические законы, которые автоматически "включаются" в определенной экономической ситуации в стране. Замедление темпов экономического роста, которое прогнозирует правительство в ближайшие два года, будет способствовать снижению потребности в импорте товаров и сокращению в целом внутреннего спроса. Следовательно, это обеспечит корректировку ситуации в платежном балансе к 2009 году. Поэтому, если сегодня дефицит платежного баланса правительство оценивает примерно в 5 млрд. долларов, то потихоньку-помаленьку, в 2009 году мы придем к уравновешенному платежному балансу. И одновременно сохраним объем международных резервов Нацбанка РК на уровне 2008 года и стабильность номинального обменного курса тенге.
Вполне резонное предположение правительства: сокращение потребительского спроса уже сегодня налицо. Закрываются магазины, торгующие электроникой, резко упали продажи мебели и других товаров долговременного пользования. Ужесточение стоимости кредитов - это тоже сокращение спроса на финансовые услуги и также средство подавления инфляции.
Но одной "автоматичностью" сокращения спроса инфляцию не сбить. Нужно "связать" наличные деньги, чтобы люди еще меньше тратили - а как? В Казахстане, по сути, нет других надежных средств сбережения, кроме банковских депозитов, да и то, после истории с Валют-Транзит банком люди стали относиться к ним настороженно… Рост объемов депозитов в последнее время явственно снижается. Недвижимость тоже перестала быть "волшебной палочкой" в деле сохранения сбережений, цены ее в среднем упали на треть, да и не всем она по карману. Поэтому люди несут свои сбережения в магазины, подстегивая рост инфляции. А почему бы государству не "связать" наличные деньги выпуском государственных или муниципальных облигаций, или других долговременных финансовых инструментов, с привлекательными процентами?
Люди с огромным удовольствием доверят свои средства государству - так все же, в пору тревог и сомнений, надежнее. Банки, конечно, возопят, что государство их разоряет… Так работайте лучше, создавайте условия, чтобы люди несли свои сбережения к вам! Впрочем, для такого шага нужен развитой рынок ценных бумаг, чего у нас до сих пор нет, так что этот инструмент правительству пока использовать не придется.
Другой испытанный метод борьбы с инфляцией - повышение налогов. Это самый неприятный для бизнеса, хотя и весьма действенный способ. Но весь вопрос: что и как обкладывать налогами? Маленький магазинчик, парикмахерскую, цеха и фирмы, выпускающие реальные товары - для них повышение налогов может стать последним "гвоздем в крышку гроба", они и так еле дышат. Можно, конечно, еще "подоить" крупные компании, прежде всего нефтяные, но и у тех последние "наезды" налоговых, экологических и других охранительных государственных органов оставляют все меньше резервов для развития… А новые налоги могут просто спровоцировать скандал и резкое снижение инвестиционной привлекательности страны, несмотря на растущее цены на нефть.
Можно было попробовать обложить повышенными налогами сферу потребления, именно тот его сектор, где циркулируют дорогие товары. Например, увеличить налог на недвижимость и сделать, таким образом, невыгодными спекулятивные вложения в квартиры. Обложить налогами предметы роскоши, например - дорогие автомобили… Но это также может вызвать огромный негативный резонанс, и властные круги страны, которые сами относятся по экономическим доходам к категории "высшего среднего класса", вряд ли пойдут на ущемление своих же прав… К тому же экономический эффект от таких акций неочевиден, а, например, рынку недвижимости такие меры могут принести серьезный урон - платежеспособный спрос здесь упал до минимума.
Еще один эффективный способ борьбы с инфляцией - контроль за монополистами. Мы по привычке считаем, что монополист - это что-то большое, огромное, какой-то "монстр" в виде Казахтелекома или Павлодарэнерго. А ведь монополистом может быть обыкновенный маленький магазинчик в каком-нибудь отдаленном селе, если он один на всю округу. Ну, не поедешь же каждый день в город за мукой или подсолнечным маслом! Вот и платят безропотно наши граждане за килограмм муки по 150 тенге, тогда как, по данным казахстанской таможни, даже импортная мука, пересекая границу, стоит в Казахстане не больше 70 тенге за кило. Местные "бизнес - баскаки" наносят больший ущерб кошелькам казахстанцев, чем естественные монополии. Кто должен бороться с такими высокими торговыми наценками, особенно на уровне конкретных торговых предприятий? Конечно, государство, его антимонопольное ведомство, местные власти. А этого как раз и не делается, или делается не системно, компанейски. Взять ту же муку: Казахстан внезапно стал одним из ведущих ее экспортеров в мире. Вывоз зерна запретили, а про муку "забыли". В результате - в стране полно зерна, но муки мало, она дорожает, что ведет и к росту цен на хлеб. В борьбе с монополистами вполне допустимы административные методы воздействия.
Лучший и самый эффективный способ борьбы с инфляцией - рост производства. И в кризисной ситуации брать на себя инициативу должно государство. Пока оно пассивно, реальную поддержку получили только финансовые институты и строительная отрасль, в сегменте долевого строительства жилья.
Но обязанность создавать условия для роста экономики с него никто не снимал. Надо вкладывать деньги в науку, в инновации, увеличивать госзаказ, строить дороги, мосты, давать кредиты на развитие производства через государственные институты развития.
И чем больше отечественных товаров, тем выше конкуренция и тем меньше оснований для роста цен - вот самая эффективная и долговременная борьба с инфляцией.
Но реального насыщения рынка отечественными товарами можно добиться только через несколько лет, и то - при активной и динамичной политике государства в данном вопросе. Лишь тогда угроза высокой инфляции может отступить. Пока же разговоров и обещаний гораздо больше, чем дел.