"Украинская армия учится воевать совершенно по-новому": что происходит на войне

Медиа-порталу Caravan.kz эту мысль подтвердил полковник в отставке Ахмет Алимжанов. Он сказал, что «признаки перегруппировки российских войск в рамках подготовки к «глобальному наступлению» в Донецкой и Луганской областях, действительно, наблюдаются». А еще, по его мнению, в казахстанской армии надо упразднить институт комиссаров-воспитателей «как чуждый современному обществу элемент».

Полковник в отставке со ссылкой на разведданные ВСУ, которые, в свою очередь, были опубликованы в открытой печати, заявил, что «российские Силы специальных операций к наступлению готовятся, но вряд ли начнут атаку с территории Беларуси». Хотя там все еще продолжаются широкомасштабные военные учения и наблюдается передвижение железнодорожных составов с боевой техникой.

Возможно, это просто какой-то отвлекающий маневр? Но интересно другое. Собеседник Caravan.kz предполагает, что среди наших военных, генералов и полковников «много тех, кто занимает позицию «болота», типа «моя хата с краю, ничего не знаю», даже не пытаясь извлекать определенные уроки из войны.

- Пока наши действующие военные, многочисленные члены научно-военных сообществ, институтов стратегических исследований и иных околоспециальных военных наук отмалчиваются о войне в Украине, словно воды в рот набрав, рассуждать об этом откровенно приходится исключительно только нам, отставным офицерам, - говорит Ахмет Алимжанов. – Но не потому, что нам, как говорится, терять нечего. Я, как ветеран Вооруженных сил Казахстана и патриот своего Отечества, молчать не могу. Да и не должен, если вижу какие-то огрехи. В лицо о них заявляю всем, не скрывая имени и не пряча голову в песок, подобно тому пугливому страусу. Хотя некоторые военных пенсионеров по старинке считают «доморощенными экспертами», не способными на профессиональную аналитику. Но это же не так!

- Господин полковник, 24 января исполнилось 11 месяцев с момента полномасштабного вторжения России в Украину. Если подходить с военной точки зрения, то каков, по вашему, итог этого противостояния? Чего удалось или, наоборот, не удалось достичь противоборствующим сторонам?

- Насколько мне известно из открытых источников, на данный момент Украина освободила около 54 процентов от максимального количества дополнительных территорий, захваченных Россией с 24 февраля прошлого года. Россия контролирует сейчас около 18 процентов территорий Украины, включая Донбасс и Крым. Да, российские войска пытаются удерживать под контролем захваченные населенные пункты соседней страны, но ВСУ и отряды территориальной обороны Украины упорно сопротивляются.

- Что говорят о наступлении с той и другой стороны? Оно вообще возможно?

- Ничего по телефону не говорят. Все труднее становится связываться с теми, с кем был знаком давным-давно еще с курсантских времен Новосибирского военного училища. Или по офицерской службе в рядах Советской армии. Теперь некоторые из них там, за линией фронта. Закон запрещает офицерам распространяться на военные темы, тем более с гражданами другого государства. А из открытых источников известно, что Институт изучения войны (ISW) уже выступил со своей оценкой ситуации. В частности, там говорится, что «российские войска могут атаковать в Луганской области ближе к лету». Аналитический центр также заявил, что «наблюдалась передислокация воздушно-десантных подразделений РФ на линию Сватово-Кременная, после отступления Путина из Херсонской области». При этом российская армия продолжает наземные атаки, чтобы восстановить утраченные позиции к северо-западу от Сватово и вокруг Кременной. Плюс вокруг Бахмута. Его хотят окружить, взяв под контроль город Соледар. Еще пытаются атаковать на Запорожском направлении. Но украинским войскам удается отражать российские атаки на сам Бахмут.

- Что еще известно из боевых сводок?

- По данным ВСУ, за минувшие сутки россияне нанесли 5 ракетных ударов по гражданским объектам города Константиновка Донецкой области и 13 авиационных ударов. Произвели более 10 обстрелов из реактивных систем залпового огня. Украинская авиация при этом совершала удары по районам сосредоточения личного состава, вооружения и военной техники противника и удары по позициям зенитно-ракетных комплексов. В районе Евгеньевки Волновахского района Донецкой области подразделения зенитно-ракетных войск ВСУ уничтожили 3 российских ударных вертолета Ка-52. Еще до нас доходит информация, что в аннексированном РФ Крыму продолжаются меры скрытой мобилизации за счет местных жителей. К примеру, российские военкоматы в Севастополе получили распоряжение с 20 января восполнить военные потери РФ за счет местных гражданских лиц из подразделений Черноморского флота. Сообщается также о колоссальных потерях личного состава российских сил: «Более 450 раненых оккупантов лечат в городской больнице оккупированного города Днепрорудное Запорожской области. Ранеными российскими оккупантами переполнена Васильевская районная больница Запорожской области».

- Обстановка на фронте далека от спокойной, потому в прессе и соцсетях довольно много обсуждают возможность начала новых, уже более крупных наступательных операций с обеих сторон. Как вы думаете, фронт замер в ожидании начала нового этапа войны в Украине?

- Новый этап неизбежен. Но истинные замыслы генеральных штабов двух стран никто раскрывать не будет. Определить намерения можно лишь по косвенным признакам. Таких признаков много: это и публичные заявления политиков, и поставки вооружений, подходящих для наступления, и подготовка самих военнослужащих. Однако боевые действия и их успех зависят не только от намерений политиков и военачальников. Даже погода может заставить генералов вносить коррективы в свои планы. Вы, как кадровый военный, должны знать, что продвигаться на технике зимой по промерзшей почве легче, чем весной в грязь и слякоть. И летом посуху в условиях «зеленки», а не голых кустов и веток тоже это делать можно быстрее и безопаснее. Но гораздо важнее другой очень важный момент перехода к наступлению – это моральное состояние войск и народа в целом. Для военных, как и гражданских в тылу, важно понимать, когда и где закончится эта  война. Ведь чего добивается Россия в Украине, обществу четко не объявлено, а цели вообще многократно менялись в соответствии с провалами российской армии на фронте. А вот политическая цель Украины довольно четко сформулирована – это полное освобождение территорий. Сейчас сложно сказать, хватит ли сил у украинского народа освободить огромный Крым с большой горной частью, как, собственно, и Донбасс, война в котором идет уже больше восьми лет и который изрыт окопами и укреплениями. Тем не менее даже при размытых российских или амбициозных украинских политических целях очевидно, что обе стороны будут продолжать эту войну. Не остановятся. Я думаю, что украинскому солдату на фронте легче объяснить, когда именно может закончиться эта война и он наконец-то вернется домой, пусть даже эта цель кажется далёкой. А вот российскому вояке сложнее это растолковать. Он не знает своей конечной цел,и так как он не защищает свой дом, свою семью, свой народ и Отечество. Его отправили воевать в другую страну. У большинства мобилизованных вообще отсутствует мотивация к жертвенности при ведении боевых действий против ВСУ, так как цели войны не только не разъяснены властями, но даже не определены официально. Солдат должен точно знать, какова цель войны, за что он сражается и рискует собственной жизнью. В мирное время он должен готовиться к войне, а на войне воевать до последней капли крови! Для этого командиры должны научить его это делать качественно со знанием дела.

- В армии еще и воспитывать должны солдата быть патриотом своей страны и не совершать преступлений.

- Солдата уже поздно как-то воспитывать и тем более перевоспитывать(!). В семье и школе надо этим заниматься. То есть до армии! А когда молодого человека призвали, то его не надо грузить лекциями о смысле жизни. О нем надо просто позаботиться как положено: вовремя накормить, одеть, обуть, спать положить. Личным примером увлечь для выполнения поставленной задачи. Строго контролировать процесс обучения, обеспечивать, организовывать, проверять. Это задача командира как единоначальника. Я уже предлагал вообще упразднить институт замполитов, которые в современной обстановке не нужны. Пусть у командира будет заместитель, скажем, по работе с личным составом, но не политработник-комиссар. Такой помощник, который в случае чего может его заменить, так как будет иметь соответствующее командное образование, а не политическое. И чтобы возможность карьерного роста по командной линии у него была. Несмотря на то, что я в свое время окончил военно-политическое училище и по профессии офицер-политработник, все равно считаю, что время комиссаров прошло давным-давно. Ведь для чего их раньше готовили? Правильно, для того, чтобы они проводили политику коммунистической партии Советского Союза, создавали партийные ячейки, собрания проводили. Кого-то принимали в партию, кого-то исключали. А еще ранее комиссары были нужны для контроля над офицерами царской армии, точнее, для их перевоспитания. Но сейчас-то в наше время такие громоздкие отдельные воспитательные структуры зачем?! Командир должен за все отвечать! И за боеготовность, и за дисциплину, и за моральное состояние вверенного ему подразделения.

- 19 января генералы и офицеры воспитательных структур в Алматы отпраздновали 30-летие со дня основания этого института в казахстанской армии. Вы тоже были приглашены на это мероприятие.

- Да, был приглашен и прибыл. Рахмет организаторам за то, что не забыли о моем существовании и оказали уважение. Но после доклада и нескольких выступлений в духе КПСС я не выдержал и покинул зал. Ничего нового, а главное, полезного и нужного в вопросах организации работы с личным составом, как в мирное время, так и военное, я не услышал и не увидел. Все те же устаревшие мысли о каком-то воспитании, призыв к развертыванию походных ленинских комнат на учениях (теперь это комнаты досуга и психологической разгрузки). И одни слова, слова, слова. Никто из политработников не встал и не признался честно, что был виновен в гибели какого-то солдата, что не досмотрел, не доработал. Индивидуальной работой с подчиненными не занимался в полной мере, не помог, не поддержал, не спас. Поделился бы уроками, которые извлек из конкретного случая. Но этого не произошло. А дифирамбы себе петь и кому-то льстить - все мы мастера. Менять надо уже такие чуждые современной армии подходы. Отходить от старых отживших форм и методов работы. Критически подходить ко всему и продолжать серьезно готовиться к защите своего Отечества. Не изображать бурную деятельность и не пускать пыль в глаза. Реалистами быть, не болтунами. Помните эпизод из книги Александра Бека «Волоколамское шоссе», когда наш прославленный полководец Бауыржан Момышулы оторвал от карты кусок там, где была Москва, и сжег его сказав подчиненным, что эта часть карты нам больше не понадобится. Насмерть здесь будем стоять! И выстояли, победили. Вот как надо проводить работу с личным составом. Личным примером!

- Ахмет, вернемся к событиям на российско-украинском фронте. Последний пакет американской помощи, а также поставки боевой техники из других стран Запада свидетельствуют о том, что украинскую армию готовят для ведения войны инструкторы из НАТО. По своим лекалам, очень отличающимся от устаревших советских.

- В том-то и дело, что ВСУ ускоренными темпами учится воевать совершенно по-новому. Из открытых источников известно, что Украине пообещали поставки тяжелых боевых машин пехоты: 50 шведских CV90, 40 немецких Marder, 59 американских Bradley. Эта техника, конечно же, повысит боеспособность украинских частей, но она будет еще более эффективной, когда Украина получит и основные боевые танки. Их собрались поставлять Киеву Вашингтон и Берлин. Ранее танки обещала поставить Британия. Вместе с БМП американцы поставят Киеву командно-штабные машины, подвозчики боеприпасов, броневики MRAP, джипы HMMWV. Другие страны пообещали колесные самоходки и многое-многое другое. Кроме того, Украина получит много самоходной артиллерии: Дания передаст 19 САУ Caesar, Швеция - 12 Archer, Чехия - 26-30 Dana-M2, Британия - 18 M109А6. Самоходные артиллерийские установки - тяжелая мобильная артиллерия, которая может сопровождать войска в наступлении.

- Но весь этот набор современной боевой техники западного образца потребует очень серьезной подготовки.

- Конечно. Освоение нового оружия должно быть на таком уровне, чтобы экипаж действовал в боевых условиях автоматически - ведь в бою часто все решают даже не секунды, а доли секунды. Отсюда и нашим Вооруженным силам надо извлекать определенные уроки и делать выводы. Учиться, учиться и учиться! Приобретать и накапливать опыт. Не довольствоваться достигнутым. Несколько дней назад, как вы знаете, в столичной десантно-штурмовой бригаде при совершении плановых прыжков с парашютом разбился солдат срочной службы. Это был его первый и последний прыжок. По предварительной версии, «что-то  произошло с основным куполом, а запасным парашютом молодой солдат воспользоваться не смог». Растерялся? Конечно, ведь это был его первый прыжок. Или солдат не был достаточно обучен? Теперь следствие покажет, кто из командования бригады недосмотрел и кто виновен в этом чрезвычайном происшествии с солдатом срочной службы. Как не допустить такого в будущем?! Вот в чем главный вопрос. Но это армейская жизнь, и из нее тоже надо извлекать уроки, а не скрываться постоянно за вывеской – тайна следствия. Армия в этом смысле должна быть открыта. Лично я так считаю.