Уходят в тень: в системе взимания штрафов начались сбои

По итогам прошлого года ДВД страны собрали штрафов на 25 миллиардов тенге. В основном это деньги, собранные с водителей за нарушения ПДД. Другие нарушения у наших полицейских популярностью не пользуются. Видимо, потому что у автолюбителя гарантированно есть наличность. А у пешехода денег может и не быть.

В прошлом году, если сравнивать с итогами 2017 года, средний шофер заплатил штрафов на 1 300 тенге меньше. Половину всех денег по этой статье в бюджет занесли полицейские только 4 регионов: Алматы, Астаны, Алматинской и Туркестанской областей. Южный регион разделили на область и город только в прошлом году, по­этому пока будем рассматривать их вместе. А дальше цифры показывают, что в системе взимания штрафов начались сбои.

Сразу оговоримся, что в расчет были взяты только официальные данные от комитета по государственным доходам и комитета по статистике. Эти государственные органы исходят из того, что госслужащие страны говорят только правду и в отчетах тоже не врут. Соответственно всё, что проходит мимо кассы, не учитывается. Этого нет!

Кризис дорожного строительства

Последние 5–6 лет размеры наказаний водителей на дорогах страны постоянно росли. Хотя бы на 300–400 тенге. В год и в среднем по стране. В прошлом году это правило изменилось.

Теперь средний “чек” от полиции упал сразу на 500 тенге: 5 тысяч 500 тенге в 2018 году против 6 тысяч тенге в 2017 году с бампера.

Это прямая аналогия со средним чеком у магазинов – ключевая цифра для выявления активности продаж. "Ты пойми, это мой папа": в Шымкенте полицейский "отмазывал" своего отца от штрафа

В основном снижение сбора штрафов произошло за счет Алматы: здесь “средний штраф” упал сразу на 3 тысячи тенге. Меньше на 2,2 тысячи теперь заплатили водители Мангистауской области. На 1 740 тенге сократился штраф в Алматинской. На 1,5 тысячи – в Астане.

В целом меньше стали платить водители сразу 12 регионов из 16.

Что происходит? Количество автомобилей и автобусов на дорогах увеличилось. Качество дорог принципиально не улучшилось. Количество ДТП особо не упало. Правильно, ведь водители остались те же! Число сотрудников дорожной полиции тоже не сократилось. А их оснащение даже улучшилось: акиматы не жалеют денег на новые автомобили и технические средства ДВД.

Во всех областях Казахстана департаменты внутренних дел приносят местному бюджету штрафов на сумму больше 1 процента от всех доходов региона.

Если не считать помощь из центра. По Бюджетному кодексу, сборы ДВД остаются на местах. Все эти деньги поступают в распоряжение акимов. Поэтому для администрации расходы на полицию равнозначны инвестициям в основной капитал: больше вложишь – больше получишь. Но как-то не получается.

Ох уж эти автолюбители

Ответов два. Первый: ушлые шоферы оплачивают штрафы за 7 суток, чтобы покрыть только половину суммы. В это верится с трудом, так как нам всем регулярно показывают пачки бланков и фотографий с нарушениями, собранных на одного водителя.

Второй ответ проще: штрафы уходят не в бюджет, а самим сотрудникам полиции. Тем, кто стоит у реки и может из нее напиться. Снижение показателей в большинстве регионов говорит, что система стала давать сбой. И с ней надо что-то делать.

С другой стороны, размеры действующих штрафов неподъемны для обычного человека. И они постоянно растут вслед за МРП. Поэтому драйверу легче договориться с инспектором.

С каждым годом все большая часть денег будет идти мимо кассы, так как реальное наказание станет просто неподъемным.

Что можно спрогнозировать, даже не глядя в хрустальный шар. Причем это понимают сами полицейские. Как?

Интересно, что размер “среднего чека” на дороге жестко зависит от уровня доходов в регионе. Например, самый богатый город страны – это Астана, здесь доход 144 тысячи тенге на человека. И этот город собирает больше всех штрафов в расчете на число автомобилей – 12 тысяч 450 тенге. Самая бедная область – Жамбылская, доход 60 тысяч 700 тенге. И самый малый штраф – 2 тысячи 990 тенге. Средняя по доходам область – Западно-Казахстанская (82 тысячи тенге), и пожалуйста – средний по размеру общий штраф – 5 тысяч 250 тенге.

От такой жесткой зависимости очень странное ощущение, что все наши полицейские – это социологи с хорошим образованием и чувством меры. Им не чужда идея социальной справедливости.

Они четко видят, в каких условиях живут их родственники и соседи, с ходу могут оценить – в состоянии ли водитель заплатить.

Пусть даже в неофициальной форме. В общем, это неплохие люди, очень общительные, весьма адекватные. И зря на них наговаривают.

Миллионеры без палочек

Снижение потока штрафов ДВД говорит также, что нагрузка на водителей слишком высока. Договориться дешевле. Полиция в Казахстане выгоднее сельского хозяйства: акиматы областей сильно зависят от штрафов на дорогах

МВД надо думать, как снизить наказание, чтобы снова было выгоднее платить в бюджет, а не дорожным инспекторам.

Или направить поток денег мимо ДВД. Например, через систему “Сергек”.

Лет пять назад антикоррупционный комитет при ОО “Казпотребнадзор” провел опрос водителей. Выяснилось, что взятки на дорогах давали 85 процентов опрошенных. Почти все сообщили, что сотрудники дорожной полиции сами провоцировали их. Если бы они не брали мзду, тогда в бюджет страны пришло бы 55 миллиардов тенге дополнительно. Еще выяснилось, что средняя сумма отступных за нарушение на дороге составляет 34 процента от штрафа.

Заявление голословное, конечно. Но если просто перенести эти условия на современность, то дополнительно бюджет смог бы получить почти 100 миллиардов тенге.

А с учетом того, что у нас сегодня на дорогах работает 4 500 полицейских, то среднестатистический инспектор принял 20 миллионов тенге.

Вот это настоящие предприниматели!

АЛМАТЫ