Как ставки спасли киберспорт
В новое десятилетие киберспорт вошел как одна из самых перспективных и быстрорастущих индустрий в мире, что мало кто ожидал. Многие люди старшего поколения привыкли называть данное занятие “тупыми играми подростков”, однако сегодня это уже давно не то андеграундное движение, которым оно было лет 10 назад. Как только в этой сфере появились серьезные деньги, а отдельные “прыщавые геймеры” в мгновение ока стали миллионерами, о киберспорте перестали говорить со снисходительной усмешкой.
Позитивные перемены произошли благодаря букмекерам. По информации, опубликованной статистическим сервисом NewZoo, в 2019 году объем киберспортивного рынка достигал 1,1 миллиарда долларов. Значительную долю – порядка 70 процентов – сформировали спонсорские контракты с букмекерами. Благодаря столь массированному участию букмекеры смогли занять не менее влиятельную нишу в киберспорте, чем в футболе или боксе. Они дали толчок киберспорту, занявшись организацией турниров.
Стоит отметить, что изначально основная проблема данной сферы заключалась в отсутствии эффективных “лифтов” для спортсменов. Так было, пока им на помощь не пришли букмекеры. Именно для лучших команд, которые чуть-чуть не дотянули по очкам на самый престижный турнир по CS:GO или Dota2, компания GG.BET запустила свой отдельный глобальный турнир под названием FaceCheck. Победители получали по 2 тысячи долларов, что для молодых игроков более чем достаточно, чтобы посвятить месяц игре и не клянчить деньги у родителей. Это позволило талантливым игрокам быстрее набить руку и добиться лучших результатов. Именно на том “особом” турнире в полный рост заявили о себе такие ныне известные команды, как Ad Finem, Wind and Rain, Pavaga Junior – будущие участники ESL One Hamburg и DOTA Summit.
То есть букмекеры, потратив не так много денег, построили тот "лифт", которого не хватало киберспорту. Если в традиционных видах спорта лестница от любителя до профессионала занимает годы, то киберспорт научился делать это буквально “здесь и сейчас”. Что позволило отдельным юным геймерам поймать звезду с неба: если ты действительно талантлив, у тебя есть реальный шанс разбогатеть.
Безусловно, букмекеры стремились поднять статус киберспорта не просто так – у них был свой интерес. Когда соревнования привлекли десятки тысяч заинтересованных молодых людей по всему миру и в беттинговые онлайн-кассы потекли ставки болельщиков, это позволило букмекерам не только заработать, но и существенно расширить свои спонсорские проекты. Киберспорт ожил за считаные 2–3 года. Если в 2019-м объем глобального киберспортивного рынка, как уже отмечалось, оценивался в 1,1 миллиарда долларов, то в 2021-м он может приблизиться к 3 миллиардам. Любопытно, что ограничения пандемии никак не затронули этот рост: компьютерные бои, которые ты ведешь у себя дома, – это, наверное, сегодня самый защищенный от коронавируса вид спорта.
Российский футбол оживает?
Около 5 лет назад в российский футбол тоже пришли большие букмекерские деньги. Последним среди крупных клубов в этот процесс влился “Зенит”, подписавший партнерское соглашение с компанией 1xBet. К концу 2017 года с букмекерами сотрудничало более половины команд премьер-лиги, включая “Зенит”, “Спартак”, ЦСКА, “Локомотив”, “Краснодар”.
Реклама букмекерских контор пришла в РФПЛ стремительно. И переломным годом стал тот самый 2017-й. В начале года во всем российском чемпионате фигурировал лишь один клуб с беттинг-партнером: это был “Спартак” с Winline. Активное взаимодействие началось после того, как с апреля 2017 года в стране вступил в силу новый закон о целевых отчислениях и рекламе букмекеров, который регламентировал все юридические тонкости. По сути, был создан механизм прямой заинтересованности команд в сотрудничестве с беттинговыми компаниями.
В России букмекеры обязаны ежеквартально отдавать 5 процентов своего дохода на развитие спорта тем футбольным федерациям, на чьих соревнованиях они принимают ставки. При этом сумма спонсорских контрактов не может быть ниже 15 миллионов рублей за квартал. Взамен букмекеры получили возможность размещать рекламу во время трансляций матчей, на стадионах, на форме команд и в СМИ. Обоюдный интерес спортсменов и индустрии ставок спровоцировал “цепную реакцию”: клубы начали один за другим налаживать отношения с букмекерами.
Сейчас контракты с букмекерами есть практически у всех клубов РФПЛ. За прошедшие 4 года это стало ощутимым толчком в развитии российского футбола, который до этого, прямо скажем, не блистал высокими результатами.
Евроклубы, купающиеся в спонсорских деньгах
Многие букмекерские конторы Европы подписывают масштабные спонсорские соглашения с футбольными клубами или отдельными игроками. Суммы таких контрактов часто бывают астрономическими и, по сути, несопоставимыми с ассигнованиями правительств в большой спорт.
“Наш генеральный спонсор – это букмекер”. Данное сообщение преподносилось как “новый тренд” футбольного клуба “Юнайтед”, когда клуб заключил 2-летний контракт с букмекерской конторой 32Red. И это только один из примеров. Уже не первый год букмекерские компании помещают свои логотипы на форме футбольных клубов, и это в Европе действительно стало трендом. Достаточно сказать, что, по данным на декабрь 2020 года, 27 из 44 топовых клубов Англии имели титульного спонсора-букмекера.
А еще в сезоне 2019/20 букмекеры стали титульными спонсорами 10 клубов Премьер-лиги. То есть – ровно половины. Сумма одного такого контракта на год колеблется в пределах 8–10 миллионов евро. А рекордные 10,9 млн евро заплатила беттинговая компания Betway за место на майке “Уэст Хэма”.
Практически все клубы АПЛ также имеют беттинговых партнеров. За сезон 2019/20 клубы Премьер-лиги получили почти 380 млн евро от букмекеров – больше чем на 10 процентов по сравнению с 344 млн евро в предшествующем сезоне. Данных за текущий сезон пока нет, но предварительные оценки свидетельствуют о сохраняющемся росте спонсорских соглашений. Дошло до того, что болельщики-англичане старшего поколения начали массово возмущаться: приверженцы традиций озаботились “чистотой футболок”. В стране появилось целое движение, призывающее очистить майки футболистов от рекламы. Правда, команды не очень-то спешат следовать этим благонамеренным призывам: ведь спонсорские деньги – это зарплаты, позволяющие привлечь самых высококлассных и дорогих игроков, это лучшие тренеры, идеальные условия для тренировок. Всё это работает на дальнейший расцвет спорта.
Казахстан – в тренде?
В нашей стране пока не существует четко выстроенных правовых механизмов, подобных созданным в России или Европе, которые позволили бы букмекерам массированно спонсировать спорт в обмен, к примеру, на доступ к рекламе или на налоговые преференции, как в ряде стран Запада. Подобных каналов взаимодействия с беттинговой индустрией государство у нас пока не выстроило, чем, возможно, лишило отечественный спорт мощного стимула к развитию. Впрочем, радует уже хотя бы тот факт, что мировые тенденции не обходят стороной Казахстан.
В стране присутствует ряд крупных беттинговых брендов, в том числе – глобальных. Некоторые из них без каких-либо условий, без рекламы и пиара оказывают масштабную поддержку казахстанскому спорту. Речь идет о миллиардах тенге в год. Букмекеры поддерживают как национальные команды и клубы (среди них, как уже рассказывал “КАРАВАН”, – футбольный клуб “Кайрат”, чьим генеральным спонсором является компания 1xBet), так и региональные, подростковые, любительские. Значительные спонсорские средства беттинговых компаний направляются также и в сферу детского спорта – здесь можно упомянуть известный проект по сооружению специально оборудованных детских футбольных полей в райцентрах и крупных селах.
Как рассказывают сами букмекеры, всё это изначально не предполагало какого-либо “встречного движения” со стороны спортивных властей или чиновников. Цель проста: поддержать развитие в стране наиболее зрелищных видов спорта, а также стимулировать массовый интерес к спорту в целом, в чем беттинговые компании заинтересованы не меньше, чем государство.
– Мы готовы взаимодействовать с госорганами по самым разным начинаниям в спорте, поддерживать талантливых спортсменов и лучшие команды, хотим расширить свои спонсорские проекты. На наш взгляд, это сотрудничество могло бы принести большую пользу спорту Казахстана, помочь добиться новых побед, улучшить репутацию, повысить зрелищность. Мы готовы разговаривать на всех уровнях и хотим, чтобы нас услышали. Спорт не может развиваться как “вещь в себе”. Ему нужны стимулы, и почему бы их не использовать? Мы знаем, как это можно сделать, – отметил представитель одной из крупных букмекерских ассоциаций.
Готовы ли спортивные власти обратить внимание на новые возможности, которые им предлагают? Пока никаких сигналов об этом не слышно. Это чем-то напоминает уходящий поезд: мировой спорт стремительно меняется, и мы здесь явно что-то пропустили. Поезд уходит, а мы так и стоим на перроне.
Алексей ИКОННИКОВ, АЛМАТЫ