Уйти, нельзя остаться

За относительно короткую историю развития рыночной экономики формат запуска и реализации бизнес-проектов в Казахстане претерпел значительные изменения. Стоимость проектов с начала 90-х годов росла в геометрической прогрессии. Если на этапе становления рыночных отношений со стартовым капиталом в 400 долларов можно было начать бизнес в сфере услуг, то в 2008 году порог вхождения составлял уже $40 тыс.

В последнее время динамика изменения стартового капитала в бизнес-проектах замедлилась. Уровень капитализации проектов зависит от отраслевой принадлежности. Чем более зрелая отрасль и более прибыльная, тем, соответственно, выше порог вхождения.

В целом же вследствие мирового финансового кризиса стоимость проектов уменьшилась на 15-20%. Это связано со снижением уровня заработных плат, удешевлением арендных ставок и сырьевых ресурсов. В отдельных компаниях нашлись ресурсы, которые могут "ужать" стоимость проектов в половину.

Между тем кризис обнажил управленческие просчеты и заставил бизнесменов оптимизировать издержки, поставив их в жесткие условия. Раньше из-за слабой конкуренции казахстанские предприниматели чувствовали себя весьма вольготно и были более ориентированы на внешний мир, стремясь агрессивно захватить как можно больше рыночного пространства. Для более интенсивного роста использовались заемные средства. В результате для многих компаний именно эти шаги стали миной, на которой подорвались их бизнес-проекты.

"У казахстанского бизнеса была эйфория, мы очень быстро достигли успеха, и нам казалось, что он будет с нами всегда. В докризисные годы компании, которые быстро росли, много занимали в банках. В кризис выполнять эти обязательства стало очень тяжело - банки повысили ставки по кредитам. Один из главных уроков: нельзя занимать больше своего веса. В 2007 году объем заимствований наших компаний составлял более чем $600 млн. Сегодня этот показатель снижен в два раза", - говорит президент Astana Group Нурлан Смагулов.

Сужение спроса, девальвация национальной валюты, осложнение доступа к финансовым ресурсам и другие "волны" кризиса смыли неустойчивые проекты с рыночного пространства. Предпринимателям, удавшимся "выплыть", пришлось обратить свой уже более внимательный взор внутрь организации, выстроить модель бизнеса в соответствии с новой реальностью. "Кризис показал, что каждая компания должна постоянно оттачивать бизнес-технологии и, самое главное, не разбрасываться. Нельзя заниматься непрофильным бизнесом, хотя часто появляется искушение. Мы решили сконцентрироваться на своих профильных активах и выходим из непрофильного бизнеса", - добавляет предприниматель.

Естественный отбор
На этапе формирования рыночной среды привлечь деньги на развитие бизнеса было гораздо сложнее. Однако из-за отсутствия конкуренции проекты являлись более живучими.

В настоящее время количество старт-ап проектов в сравнении с докризисным периодом сократилось. Это связано с тем, что объем денег, генерировавшихся в экономике 2 года назад, был значительно выше. Гораздо проще запустить проект и расти вместе с экономикой. Раньше банки и инвестиционные фонды более активно финансировали проекты на начальной стадии. "В настоящее время финансовые институты неохотно идут на финансирование старт-апов, поскольку бизнес с нулевого цикла несет в себе больше рисков. Конечно, надежней вкладывать деньги в уже состоявшийся бизнес с наработанной моделью", - отмечает заместитель председателя Kazyna Capital Management Борисбий Жангуразов.

По его словам, сейчас выходы из проектов значительно усложнились. Продать бизнес теперь намного труднее, поскольку условия для предпринимательства стали более жесткими. Тем не менее, из-за относительно низкого уровня конкуренции процент состоятельных бизнес-проектов у нас выше международных показателей. "В США половина старт-ап проектов терпит дефолт в первый же год своего существования. В каждый последующий год отсеивается по 50% от оставшегося числа. А до финишной прямой добирается лишь 3% из всех инициированных проектов. В Казахстане еще благодатное время для запуска старт-апов. Однако постепенно конкуренция будет ужесточаться, и мы подойдем к международным показателям", - считает г-н Жангуразов.

Чаще всего, по мнению президента венчурного фонда "Glotur Technology Found" Тимура Раптаева, наши предприниматели терпят дефолты на начальных этапах развития, не доживая до зрелости. "Причиной тому служат ошибки в планировании, недостаточность финансовых ресурсов, несбалансированное развитие (зачастую основное внимание предпринимателей сфокусировано на производстве, а проблемы сбыта упускаются)", - перечисляет г-н Раптаев.

Профессиональные капиталисты за рубежом зарабатывают себе иммунитет методом проб и ошибок. Проработав по найму в крупных компаниях, они пытаются запустить собственные проекты, спотыкаются, разоряются и снова возвращаются на работу в корпорации. Нужно быть готовым сбиться пять раз, чтобы один раз оказаться на гребне волны, "талдычат" гуру бизнеса. Наши предприниматели в этом вопросе немного наивны. Большинство отечественных предпринимателей полагают, что раз они основали бизнес, то он обречен на успех. Также, как и казахстанцы, которые до сих пор считали, что зарплаты могут только расти. Поэтому сокращение доходов ввергло их в шоковое состояние.

По мнению Борисбия Жангуразова, сейчас бизнесмены стали лучше разбираться в финансовых инструментах. Они овладели английским языком, могут общаться с иностранными инвесторами и консультантами. "Качество ведения бизнеса заметно повысилось. Если раньше предприниматели шли наощупь, полагаясь на интуицию, то теперь они уже стараются выстраивать бизнес-процессы в соответствии с международной практикой", - говорит он.

По словам г-на Жангуразова, в дальнейшем количество старт-ап проектов будет стабильно расти благодаря оздоровлению экономики и инициативам правительства по поддержке предпринимательства. "Программы рефинансирования, "дорожная карта бизнеса", вхождение в Таможенный союз - все это окажет свое позитивное воздействие на предпринимательский сектор. Все же новых проектов следует больше ожидать от крупных уже состоявшихся игроков. Им проще запускать их благодаря стабильному денежному потоку", - считает он.
Из-за последствий кризиса, продолжает г-н Жангуразов, многие крупные компании меняют свою инвестиционную политику. Некоторые делают акцент на расширении и модернизации производств, выход на новые рынки, расширение каналов сбыта, точек продаж и реструктуризации объектов.

Советы бывалого
В дальнейшем казахстанский бизнес претерпит серьезную трансформацию, поскольку вхождение в Таможенный союз существенно изменит бизнес-ландшафт Казахстана.

В России и Беларуси в различных отраслях давно активно и успешно работают совместные предприятия с крупными западными производителями. Как минимум на ближайшее время положительный экономический эффект от данного таможенного союза в большей степени отразится на бизнесе наших соседей. "Уровень профессионализма и квалификации, а также объемы продаж каких-либо товаров во многих российских компаниях в разы выше, чем у их коллег в Казахстане. Я допускаю возможность, что по многим направлениям торговли, дистрибуции, рынок Казахстана может перейти под контроль российских компаний с благословения их западных партнеров. Отсюда следует вопрос, где будет расположен центр распределения этих товаров, и не станет ли Казахстан еще одним рынком для крупных московских предприятий в рамках территории таможенного союза", - делятся своими опасениями отдельные предприниматели.

Между тем, многие эксперты, ожидают создание большого количества СП в Казахстане. Стоимость ведения бизнеса в России гораздо выше, чем у нас. Также у них влияние криминальных структур на бизнес-климат до сих пор значителен. В Беларуси же реализация бизнес-проектов затруднена из жесткого госрегулирования. Соответственно, многим российским и белорусским бизнесменам окажется выгодней передислоцировать свои производства на территорию Казахстана. А запускать проекты совместно с казахстанскими операторами проще, поскольку они понимают местные принципы ведения бизнеса и законодательную базу.

Со своей стороны государству нужно создать простые и прозрачные правила игры ведения бизнеса. "В США бизнесом занимаются все, кому не лень. Мой друг изобретает каждую неделю маленькие аппараты и продает патенты на них, отец проводит кабельное телевидение, подружка выгуливает собак, соседка завела онлайн-компанию по рассылке скидок в магазины. И все это, в дополнение к основной работе", - рассказывает руководитель представительства Торгово-промышленной палаты в США Юлия Даурова. А если говорить про крупные проекты, продолжает она, то вспомните все технологические компании, начатые студентами с нуля. А теперь это такие гиганты как например Google и Facebook. "Это стало возможным благодаря хорошей покупательской способности населения и легкости процедур ведения бизнеса. У нас же, если открыл ТОО, тут же появляются обязательства по уплате минимальной зарплате директору, и ведение бухгалтерского и налогового учетов, а также трудоемкая процедура закрытия. Все это отбивает охоту начинать бизнес в Казахстане", - констатирует г-жа Даурова.

Справка
Стартап (start-up - англ. запускать), старт-ап-компания - недавно созданная компания, (возможно, ещё не зарегистрированная официально, но всерьёз планирующая стать официальной), строящая свой бизнес на основе инновации или инновационных технологий, не вышедшая на рынок или едва начавшая на него выходить и обладающая ограниченным набором ресурсов. Зачастую стартап-компании называют "гаражными".

В 1939 году небезызвестные Уильям Хьюллет и Дэвид Паккард, являвшиеся выпускниками Стэнфордского университета, основали первый в мире старт-ап, превратившийся впоследствии в такого финансового гиганта, коим сегодня является корпорация Hewlett-Packard.

Алия Шалабаева, журнал "Мой бизнес Казахстан".

Автор: Караван.kz