Нарушилось десятилетиями складывавшееся глобальное равновесие.
В настоящее время в мире постепенно создается новый баланс сил и интересов, что заметно не только в странах Запада, но и в странах Центральной Азии.
После получения независимости перед Казахстаном неожиданно вырос целый комплекс крупных проблемных блоков в сфере безопасности, которые требовали незамедлительного решения. И поэтому, одним из приоритетных направлений в политике государства в этот период стало обеспечение безопасности.
Современная система национальной безопасности, адекватная складывающейся внутренней и внешней обстановке, была необходимым условием для утверждения Казахстана как независимого государства.
В тоже время на территории бывшего СССР среди новых независимых государств стали происходить интеграционные процессы.
Особую значимость интеграция государств в межгосударственные объединения приобрела в связи со сложной политической ситуацией в центрально-азиатском регионе, где прослеживается тенденция к усилению позиций терроризма и религиозного экстремизма.
Все республики стали больше внимания уделять вопросам национальной безопасности.
Казахстан также не стал исключением.
Так, согласно Закону Республики Казахстан "О национальной безопасности Республики Казахстан" от 26 июня 1998 года были выработаны определения концепции национальной безопасности и национальной безопасности, где под национальной безопасностью понимается состояние защищенности национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз.
Давайте рассмотрим эти интересы Республики Казахстан:
- обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
- сохранение общественного согласия и политической стабильности в стране;
- экономическое развитие на благо всего народа Казахстана;
- воспитание казахстанского патриотизма и укрепление единства народа Казахстана;
- сохранение и приумножение материальных и духовных ценностей казахстанского общества;
- незыблемость конституционного строя Республики Казахстан, в том числе государственной независимости, унитарного устройства президентской формы правления, целостности, неприкосновенности государственной границы и неотчуждаемости территории страны;
- устойчивое функционирование государственных институтов, укрепление и повышение эффективности их деятельности;
- обеспечение оснащенности и боевой готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;
- безусловное исполнение законов и поддержание порядка;
Безопасность Республики Казахстан базируется на стратегии, учитывающей приоритеты и общие задачи политики в этой области и реализуемой через достижение целей безопасности.
В 1999 году была принята Стратегия национальной безопасности на 1999-2005 годы. В данном документе рассматривается шесть основных сфер безопасности:
- внешняя,
- военная;
- экономическая;
- социально-политическая;
- экологическая;
- информационная.
Нужно отметить, что основополагающим документом в обеспечении национальной безопасности Государств СНГ стал Договор о коллективной безопасности, заключенный в Ташкенте, 15 мая 1992 года.
В апреле 1999 года, шесть государств - Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан продлили действия этого Договора.
В этом Договоре государства-участники подтверждают обязательства воздерживаться от применения силы, или угрозы силой в межгосударственных отношениях.
Государства-участники также обязались не вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств. Так же государства-участники образовали Совет коллективной безопасности в составе Глав государств-участников и Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества Независимых Государств.
В тоже время уже сегодня можно перечислить основные угрозы национальной безопасности:
1) ослабление законности и правопорядка, в том числе рост преступности, включая ее организованные формы, сращивание государственных органов с криминальными структурами, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупция, незаконное обращение оружия и наркотических средств, способствующих снижению степени защищенности прав и свобод человека и гражданина;
2) деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, в том числе действия, посягающие на унитарное устройство, целостность, неприкосновенность, неотчуждаемость территории государства;
3) ослабление обороноспособности страны, угроза неприкосновенности государственной границы и применения силы в отношении Республики Казахстан, агрессии против нее;
4) разведывательная, террористическая, диверсионная и иная направленная на нанесение ущерба национальной безопасности Казахстана деятельность спецслужб и организаций и иностранных государств, а также отдельных лиц;
5) дезорганизация деятельности государственных органов, нарушение их бесперебойного функционирования, снижение степени управляемости в стране;
6) политический экстремизм в любой его форме, в том числе разжигание социальной, расовой, национальной, сословной и родовой вражды или розни;
7) обострение социально-политической ситуации, выражающееся в межнациональных и межконфессиональных конфликтах, массовых беспорядках, несанкционированных собраниях, митингах, шествиях и демонстрациях, незаконных пикетах и забастовках;
8) создание непредусмотренных законодательством Республики Казахстан военизированных формирований;
9) резкое ухудшение экологической ситуации, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии;
10) нанесение ущерба экономической безопасности государства, включая использование стратегических ресурсов вопреки интересам государства, препятствование росту инвестиционной активности, в том числе притоку иностранных инвестиций, неконтролируемый вывоз капитала за пределы страны;
11) ухудшение демографической ситуации, в том числе резкое снижение рождаемости, повышение смертности, возникновение неконтролируемых миграционных процессов;
12) ухудшение качества образования и интеллектуального потенциала страны;
13) несовершенство или отсутствие нормативных правовых актов по защите национальных интересов страны.
Таким образом, видно, что существует длинный перечень угроз национальной безопасности Казахстана на современном этапе.
В настоящее время актуальным становится вопрос о демаркации границ Республики Казахстан с сопредельными государствами.
Потому что неспособность контролировать пересечение границ людьми и товарами, так же, как наркотиками и оружием, представляют потенциальную угрозу не только для Казахстана, но и для всего центрально-азиатского региона в целом.
Среди внешних угроз, которые могут повлиять на безопасность Казахстана, можно назвать следующие:
- нестабильность в южных регионах, принявшую форму радикальных исламских движений и других социальных и политических потрясений;
- существенное сосредоточение военной силы и военных баз вдоль границы Казахстана.
Что касается религиозного экстремизма, то угрозы с его стороны будут исходить еще долго, и они вполне конкретны и осязаемы.
Во-первых, в непосредственной близости находится Афганистан, обстановку в котором даже после разгрома талибов, достигнутого усилиями Антитеррористической коалиции, трудно назвать стабильной.
Во-вторых, в Узбекистане довольно прочно обосновалось ИДУ - Исламское движение Узбекистана, а в Киргизии (на юге) уверенно чувствуют себя эмиссары "Хизб-ут-Тахрир" - исламского движения с откровенно радикальными лозунгами. К слову, буквально недавно казахстанские спецслужбы задержали в Алматы молодых парней с партией листовок экстремистского содержания. Листовки подобного содержания часто обнаруживают в Южно-Казахстанской области в почтовых ящиках многоквартирных домов в областном центре - Шымкенте.
В-третьих, наличие вблизи Казахстана густонаселенных районов (вроде Ферганской долины Узбекистана) делает вполне реальной опасность неконтролируемых миграционных потоков.
В-четвертых, Центральная Азия соседствует с так называемой "дугой нестабильности", по которой с каждым годом увеличиваются потоки наркотиков, оружия, нелегальных мигрантов и т.д.
В-пятых, на китайском направлении непосредственно с Казахстаном граничит КНР (СУАР) - этакий постоянно тлеющий "огонек" сепаратизма.
В тоже время, анализ внешнеполитической обстановки, прогнозы ее развития в регионе показывают, что развязывание конфликта высокой интенсивности против Казахстана в среднесрочной перспективе маловероятно.
Но это не значит, что РК может расслабиться и не готовиться к любым неожиданным потрясениям и катаклизмам.