Угрозы множатся?

Пока внимание всего мира приковано к Ираку, политическая ситуация в Центральной Азии становится все более неопределенной. Такой вывод делают многие отечественные эксперты.
После того как режим талибов был разгромлен в Афганистане американцами и их союзниками, острота угроз в постсоветской Средней Азии снизилась.
С исчезновением талибов не приходится больше бояться вторжения из-за Пянджа, ушли в глубокое подполье исламистские группировки в Узбекистане и Киргизии. Казалось бы, всему региону можно вздохнуть спокойно. И тем более Казахстану, который находится как бы "в тылу" по отношению к афганскому направлению. Но Маулен Ашимбаев, директор Казахстанского Института стратегических исследований, считает, что оснований для долговременного успокоения у нас нет.
Сегодня сохраняются ряд проблем для безопасности и всего центральноазиатского региона, и Казахстана в отдельности. В целом они известны: это наркотрафик, незаконный рынок оружия, нелегальная миграция. Но стоит выделить две, достаточно специфические, угрозы. Первая связана с Афганистаном. Вторая - с Каспием.
В Афганистане после разгрома талибов не произошло полного урегулирования и успокоения ситуации (как многие эксперты и предсказывали). Режим главы Афганистана, Хамита Карзая, держится пока только на экономической поддержке США и американских военных базах. И эта "привязанность" к Соединенным Штатам и делает его одновременно и устойчивым, и шатким. Устойчивость, конечно, основана на американской финансовой, военной и политической мощи. А шаткость на возможности ослабления поддержки из США. Сейчас, когда американцы все больше увлечены Ираком, внимание к Афганистану снижается. Эксперты в Казахстане опасаются, что вслед за ним будет уменьшаться и объем экономической помощи режиму Карзая. А раз так, то рано или поздно может возродиться опасность гражданской войны в стране из-за очередного дележа власти. И центральноазиатским странам придется вновь думать, как отразить возможную агрессию из Афганистана или как бороться с наплывом беженцев и прочими "прелестями" воюющей соседней стране. Стоит вспомнить, что если сбудутся прогнозы экономистов о падении цен в мире на нефть после разгрома Ирака, то решать эти новые-старые афганские проблемы придется в условиях уменьшения финансовых ресурсов. Для Казахстана эта проблема двояка. С одной стороны Афганистан от нас, как уже было сказано, достаточно далеко, во всяком случае прямой границы нет. Значит, дестабилизация там нас сразу и резко не затронет. Но с другой, если военно-политические проблемы в Афганистане сольются с социально-экономическими проблемами Узбекистана, то весь большой регион Центральной Азии может "вспыхнуть" так, что это направление станет главной угрозой и для Казахстана.
Еще одна потенциальная угроза, о которой говорят все чаще политологи, это реакция со стороны традиционных крупных мировых экспортеров нефти на увеличение ее поставок из каспийского региона. Как отнесутся "нефтяные шейхи" к новым конкурентам из центральной Азии? Конкурентов ни кто и ни где не любит. А ведь в руках у традиционных лидеров мирового нефтяного рынка не только огромные нефтедоллары, но и сильное идеологическое оружие в виде претензий на лидерство в исламском мире. Так что, определенная озабоченность вопросом взаимоотношений с этими силами в недалеком будущем, которую сейчас высказывают наши политологи, вполне понятна.
Что же делать Казахстану сейчас, чтобы эти потенциальные проблемы не встали перед ним вдруг "во весь рост"? Очевидно, что кроме укрепления собственной экономики и систем безопасности нужно развитие чисто политической и военно-политической кооперации на уровне различных союзов. В Центральной Азии, включая и афганское направление, это Шанхайская Организация сотрудничества. Хотя сейчас ее пытаются наполнить и определенным экономическим содержанием, но создавалась ШОС именно как военно-политический союз, и не грех лишний раз это продемонстрировать. Объединенные усилия России, Китая, Казахстана и трех центральноазиатских стран могут стать серьезным стабилизирующим фактором в регионе, даже если смута в Афганистане опять возникнет.
Более сложна ситуация вокруг потенциальных нефтяных конкурентов. Но и здесь путь политических союзов остается единственным беспроигрышным путем. Правда, конфигурация этих союзов будет достаточно сложной, в разных направлениях и в разное время включающей в себя разных партнеров, даже антагонистов: Россию, США, Иран, Китай.