Удастся ли Казахстану избежать повышения цен на бензин?

По его словам, привезти мазут из России в Казахстан дешевле, чем возить его с казахстанских НПЗ, которые находятся друг от друга на расстоянии 2 тыс. километров каждый. И, наоборот, дешевле в некоторые регионы России завезти казахстанский мазут.

Действительно, расстояние от отдельных регионов Казахстана до отечественных НПЗ достаточно большое, что соответственно сопровождается немалыми транспортными расходами. Как отметил Айвар Байкенов, директор департамента аналитики АО «Асыл Инвест», в России картина в целом аналогичная. То есть при таком раскладе, по его мнению, было бы логичным использовать преимущества, которые предоставляет общая граница. Возможно, в частности, заключение определенных своп-соглашений.

Подписание Договора о создании Евразийского экономического союза (ЕЭС) позволяет решать эти вопросы. Как отметил министр, со временем такое понятие как целевой импорт горюче-смазочных материалов (ГСМ) исчезнет с созданием в рамках ЕЭС общего рынка нефти и нефтепродуктов.
Вопрос, по словам г-на Байкенова, лишь в цене реализуемого топлива. В России стоимость ГСМ в последнее время растет, а значит, необходимо понять, до какого момента данная цена будет оставаться допустимой и сможет перекрывать те расходы, которые возникают при транспортировке ГСМ внутри Казахстана. Сегодня такие издержки в стоимости бензина в стране, по информации эксперта, составляют порядка 5-7%.

Таким образом, импортирование бензина из России, стоимость которого увеличивается, приведет к росту цен и на внутреннем рынке Казахстана. Информация о том, что стоимость бензина в республике вырастет, в прессе обсуждают уже с февраля текущего года. Однако властям пока удавалось сдерживать цены.

Последняя информация о том, что цены на бензин все-таки вырастут, появилась на прошлой неделе. Так, КазТАГ со ссылкой на слова информированного источника в правительстве РК опубликовал информацию о том, что с 1 августа текущего года в Казахстане цена на популярный бензин АИ-92 поднимется на 30 тенге за литр, на АИ-80 – на 33 тенге, а на дизельное топливо – на 28 тенге. «На правительственной межведомственной комиссии, куда входят Минэкономики, агентство по регулированию естественных монополий и министерство нефти и газа, были утверждены данные цены. Таким образом, цена на 92-й бензин будет 145 тенге, на дизель – 130 тенге и на 80-й – 122 тенге. Вопрос решенный», – сказал собеседник агентства.

А в различных социальных сетях пользователи стали распространять фотографию сканированной копии, якобы, приказа Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ) о повышении предельных розничных цен на ГСМ в Казахстане с 1 августа текущего года. При этом в «приказе» уточняется, что решение согласовано с министерством экономики и бюджетного планирования (МЭБП) и министерством нефти и газа.

При этом в МЭБП и АРЕМ заявили, что вопрос повышения предельных розничных цен на нефтепродукты в ближайшее время не обсуждался. Заметим, что ведомства не сказали, что повышения цен на бензин не будет. Более того, Узакбай Карабалин в середине июня заявлял, что в правительстве обсуждался вопрос о ценах на бензин на II полугодие 2014 года. Министр рассказал, что обсуждаются оба варианта развития событий: сохранение действующих цен либо их повышение.