И, чтобы узнать все тонкости грамотного ведения бизнеса, все рекомендации экспертов испытываем на практике! Для этого наш корреспондент Александра МЫСКИНА по заданию редакции открыла ИП (“Свое дело: строим бизнес с нуля”, №31 от 30. 07. 2010 г.), на днях сдала свою первую налоговую отчетность! Теперь самое время подумать о приеме работников. Как правильно трудоустроить человека? Какие пункты содержит трудовой договор? Ответы на эти и многие другие вопросы решают в крупных компаниях целые отделы кадров. Мы же все сделаем сами!
“Очная ставка”
У любого предпринимателя, который успешно ведет свой маленький бизнес, наступает момент, когда двух рук, пары ног и одной, пускай даже самой умной головы, уже недостаточно. Значит, пришло время принять работников.
На первый взгляд – дело несложное, вон сколько народу работу ищет! Но когда начинаешь предлагать эту самую работу, всплывает масса нюансов.
С чего начать?
Мы обратились за советом к специалистам, которые долгие годы возглавляют отделы кадров, и получили ценные рекомендации.
Итак, первый шаг в деле трудоустройства – это познакомиться с будущим сотрудником и провести собеседование. На самом деле – это ключевой момент, от вашей первой встречи с работником, от первого впечатления во многом будет зависеть, насколько плодотворным станет ваше сотрудничество.
Как же провести собеседование?
Для начала ознакомьтесь с резюме будущего работника: чем оно содержательнее и грамотнее написано, тем серьезнее отношение человека к потенциальной работе. Но даже к самому блестящему резюме стоит отнестись критически. Если у человека два высших образования, он знает четыре иностранных языка и претендует… на должность продавца в бутике, а трудового стажа вообще нет, то понятно – это вызывает вопросы.
Поэтому вторым вашим шагом станет собеседование.
– Лучше заранее подготовить вопросы, – говорит специалист по кадрам Татьяна КУЧЕРЕНКО. – Узнайте, почему человек решил заняться именно этим делом? Обязательно выясните, чего человек ждет от работы у вас, уточните, например, на какую зарплату он рассчитывает, думает ли о профессиональном и карьерном росте. Ваша задача – постараться понять, сработаетесь ли вы с таким работником, подходите ли друг другу эмоционально? Ведь от этого зависит успех вашего бизнеса.
Если кандидат прошел собеседование на ура и готов уже хоть завтра приступить к делам, то самое время подумать о том, как правильно его принять на работу.
Договор дороже денег
Очень многие работодатели назначают работнику испытательный срок и думают, что на это время никаких документов оформлять не нужно.
На самом деле это не так. Составить этот ключевой документ необходимо с первых дней, как работник приступил к исполнению обязанностей. А в нем уже прописать тот самый испытательный срок – обычно три месяца.
Как правильно составить договор между работодателем и работником, нам рассказала руководитель кадровой службы Зоя АБИЛЬДИНА.
– Согласно Трудовому кодексу РК, в трудовом договоре должны быть прописаны права и обязанности сторон. Существуют типовые договоры, но можно составить его и самим – в статье 28 Трудового кодекса все подробно расписано.
Этот документ должен содержать реквизиты сторон, в нем нужно указать специальность, квалификацию, должность, место выполнения работы, режим рабочего времени, размер оплаты труда, гарантии, льготы, права и обязанности как работника, так и работодателя. Обязательно нужно указать порядок изменения и прекращения трудового договора, компенсационные выплаты.
Трудовой договор заключается в письменной форме, минимум в двух экземплярах, и подписывается сторонами. Работник, получив свой экземпляр трудового договора, расписывается в журнале регистрации трудовых договоров – такие журналы продаются в канцелярских магазинах.
Кто “раздает” приказы?
После того, как составлен трудовой договор, вы должны издать приказ о приеме на работу. И в течение трех дней ознакомить с ним работника.
Но для этого нужно разработать специальный бланк организации для приказов, где будут указаны наименование вашего ИП (ведь по статусу это то же, что и юридическое лицо), желательно на двух языках, место издания приказа и дата. Ниже пишем само название, тоже обязательно на двух языках: “Буйрык/Приказ №…”. Чтобы присвоить номер этому самому приказу, необходимо завести журнал регистрации и учета приказов.
– Не важно, один у вас работник или 20, вы должны работать по закону и провести все необходимые действия, – говорит Зоя Абильдина. – Это поможет и вам в случае трудовых споров, и работнику в его дальнейшей трудовой биографии, а также при оформлении пенсии или иных выплат.
– Самому изготовить такой журнал несложно: разлинуйте тетрадь, поставьте графы – номер приказа, краткое содержание, кем издан, дата, количество экземпляров. Вот и все.
– Оригиналы приказов по личному составу должны храниться в течение 75 лет. Пока действует ваше ИП, этот документ должен лежать в отдельном номенклатурном деле. После закрытия ИП приказы сдаются в государственный архив.
В приказе указываются фамилия, имя, отчество работника, должность, на которую вы его принимаете, с какого числа он приступает к работе, а также укажите размер оплаты труда, основание приказа, то есть номер трудового договора. Документ подписывается непосредственно индивидуальным предпринимателем и сотрудником.
Пишем книжки… трудовые
Автором этих “бестселлеров” делопроизводства должен выступать сам работодатель – первое лицо предприятия. Книжки есть в продаже, и главное – четко, без помарок их заполнить: указать дату приема на работу, номер приказа, должность. Трудовая книжка может храниться как у работодателя, так и у самого работника. Несмотря на легкость этой процедуры, которая занимает от силы несколько минут, порядок ведения трудовых книжек прописан в специальном приказе министра труда и социальной защиты населения РК. В общем, дело это очень серьезное и ответственное. Неправильно оформленная трудовая книжка может “аукнуться” работнику спустя много лет.
Платим налоги за работников
Работодатель должен не забывать, что за работников тоже надо налоги платить!
Чтобы это сделать, у вас на руках должны быть копии документов вашего работника: удостоверение личности, СИК, РНН и договоры с пенсионным фондом.
В статье “Сдавайся кто как может” (“Караван”, №42 от 15 октября 2010 г.) мы подробно писали, как платить налог индивидуальным предпринимателям.
Если у вас появились работники, вам при составлении налоговой отчетности придется заполнять дополнительные графы. В форме 910 вы должны указать количество работников (по месяцам, так как ИП сдают отчетность раз в квартал). Далее пишем среднюю численность работников, указываем среднемесячную зарплату на одного работника. В форме 910 есть отдельный раздел: “Сумма налогов, социальных отчислений и обязательных пенсионных взносов за работников”.
Оплата социальных отчислений и обязательных пенсионных взносов производится в отделениях банков при наличии копий документов сотрудников.
Александра МЫСКИНА