Ударим рейнджерами по барымтачам

Только с начала этого года, и только по официальным сводкам южно-казахстанской полиции, в районах и поселках области совершено уже около пятидесяти краж крупного и мелкого рогатого скота. И это сейчас, когда скот еще очень редко выгоняют на открытые пастбища.
В тех редких случаях когда полиции удавалось задерживать барымтачей, следствие как правило выясняло, что преступления было достаточно высоко организованно.
Скотокрады представляли собой вполне устойчивую преступную группу, то есть совершали угон коров и лошадей уже неоднократно. И хотя кражей скота, как правило, занимались обычные крестьяне, вынужденные идти на это из-за безработицы и нужды, и никогда прежде закон не нарушавшие, тем не менее в группе было точное распределение преступных ролей.
Начиная от наводчиков, непосредственно угонщиков и, конечным звеном преступной цепочки - реализаторов краденого. В общем-то, все как у обычных "профессиональных" воров. С той только разницей, что если в "обычной" воровской среде скупщик краденого - лицо также достаточно криминальное, то в бизнесе скотокрадства перекупщиков, посредников, короче, реализаторов найти вообще не представляет труда. Практически на любом рынке, в мясном ряду, торговцы скупают мясо живым весом или тушей не очень-то интересуясь происхождением "товара". А если владелец мяса (читай, скотокрад), значительно уступит в цене, то ему здесь же, на рынке, еще и нарисуют справку со всеми печатями, что такая то корова или баран ну абсолютно законного происхождения.
При таком постоянном рынке сбыта мяса реализовать краденую корову под силу любому, даже "начинающему" барымтачи. И по признанию самих полицейских, этот факт является главной причиной малой эффективности борьбы со скотокрадством. Отмечено также, что случаи скотокрадства происходят в основном в сельских окрестностях городов и районных центров. Здесь и стада потучней, и местных жителей побольше - можно затеряться незнакомцу. И базар рядом.
Работать же по предупреждению скотокрадства практически не реально. В тех же сельских районах в лучшем случае находится один участковый на несколько поселков. Благо, если у него имеется собственная лошадь и поселковый опорный пункт телефонизирован. Его роль в борьбе с барымтачами по большей мере чисто символическая. Это давно уже понимают и сами полицейские, и жители, и скотокрады.
Кзылжарские рейнджеры
С нового года в поселковой администрации Кзылжар местные жители вышли с инициативой создать собственный фонд, в котором бы аккумулировались средства именно на обеспечение правопорядка в их округе. В Кзылжаре, расположенном не вдалеке от Шымкента и официально даже входящем в городскую черту, высоко развито частное скотоводство. Каждое подворье имеет до десяти и более голов крупного и мелкого рогатого скота. Близость города и наличие автотрассы, проходящей через все пастбищные угодья кзылжарцев, издавна служили на руку скотокрадам. Потому и с проблемой сохранности своих коров и баранов местные жители сталкиваются постоянно уже не первый год.
Не раз уже сами кзылжарцы устраивали засады на барымтчей. В прошлом году местными жителями было поймано с поличным трое парней, пытавшихся угнать скот. Причем один из них оказался жителем самого Кзылжара. Похитителей сдали в полицию, однако до сих пор идет следствие. А сами кзылжарцы, участвовавшие в задержании, теперь и не рады собственной инициативе.
- Затаскали в полицию - работать не когда, - говорит кзылжарец Анвар Тоскинбаев.
Видя не особо успешные итоги своей самодеятельности, и в тоже время поставленные перед необходимостью искать пути защиты своей собственности, кзылжарцы вновь предприняли попытку совершенно официально создать у себя не что вроде рабочего отряда содействия полиции. После многочисленных согласований и утрясок, поселковый акимат предложил местным жителям учредить специальный общественный фонд добровольных пожертвований, распоряжаться которым сможет только совет аксакалов и биев поселка. Суть в том, что теперь можно на законных основаниях нанимать и содержать на средства из фонда собственных, как их здесь уже в шутку назвали - рейнджеров. Благо молодых ребят в поселке достаточно.
Сейчас уже специалистами Кзылжарского поселкового округа разработаны положение и устав фонда, собран необходимый пакет документов для регистрации его в управлении юстиции.
По мнению разработчиков, фонд будет пополняться из добровольных отчислений жителей поселка, спонсорской помощи коммерческих предприятий, коих в Кзылжаре, в виде кафе и магазинчиков, предостаточно. Причем кзылжарские коммерческие структуры уже изъявили значительную заинтересованность в создании в поселке собственного РОСМА-Рейнджеров. Их интерес в том, что бы обеспечить общественное спокойствие на улицах многолюдного поселка, так как упоминавшийся уже сельский участковый и здесь особыми успехами похвастаться не может.
Казалось бы, что мешало селянам организовать подобное ДНД исключительно на общественных началах без бюрократической волокиты как то: организация фонда, разработка устава и пр.
Но, по мнению аксакалов и поселкового акимата, общественная нагрузка в виде народных дружин не способна уже решить проблемы поселка. При том же скотокрадстве, не всякая семья согласиться периодически выделять на охрану общего стада своего работника. Да и ответственность у такого охранника скорее моральная, нежели материальная.
С созданием же фонда, появляются источники для содержания постоянного отряда по обеспечению правопорядка. Причем, сюда будут входить сами жители. Это, по мнению кзылжарцев, даст дополнительную занятость населения, и обеспечит надежный порядок.
Кзылжарцы твердо уверенны, что их нововведение принесет хороший эффект. Между тем акимат Шымкента уже рассматривает эксперимент в поселке Кзылжар как перспективную идею для внедрения еще в пяти пригородных поселковых администрациях.
По сути, на местах начала осуществляться идея профессиональных рейнджеров. Жители населенного пункта сами нанимают себе "шерифов", которые и осуществляют присмотр за порядком в данном округе. Правда, ни какими особыми юридическими полномочиями кзылжарские рейнджеры не наделены. Разве что полным доверием и поддержкой со стороны населения - что, согласитесь, далеко не мало. И пока еще ни каких нарушений закона в подобной организации прокуратура не усмотрела.