Учиться и учить: как, чему, на что и где

Немного себя высекли, не дожидаясь критики со стороны, озадачили статистикой и утешили глобальными намерениями.

В прошлом 2007 году на образование было отпущено 484,4 миллиарда тенге, или 3,6% к ВВП. Это в 7 раз больше, чем в 2000-м, если рассматривать финансирование в “тенговом” ракурсе.

Основная доля затрат, 55,1 процента, приходится на среднее образование, 4,3 процента – на дошкольное воспитание и обучение, 3 процента – на начальное профессиональное образование, 2,8 процента – на среднее профессиональное, 9,8 – на высшее.

А вот 25,1 процента, или более 121 миллиарда, – “на прочие мероприятия”. Что за “прочие мероприятия” и почему на них уходит четверть образовательного бюджета? На этом министр подробно останавливаться не стал. Сказал лишь о ряде программ, по которым планомерно проводится “определенная работа”…

МАЛЕНЬКИЕ ДЕТКИ – МАЛЕНЬКИЕ ДЕНЬГИ

На подходе, по всей видимости, еще одна государственная программа – по охвату казахстанских детей дошкольным воспитанием и образованием. Сначала нужно долго не финансировать или едва финансировать эту сферу, довести дело до глобальной проблемы, а там и до национальной программы дело дойдет.

Вот, например, дошло до того, что “охват детей дошкольными организациями в республике составляет в среднем 32,8%, в сельской местности – 20,1%. В некоторых регионах и того хуже. В Алматинской области, например, всего 8,7% детей посещают детсады и ясли. Так что образовательные проблемы растут прямо “от горшка”, “неохваченные” ребятишки идут в школы неподготовленными. Лучшее время для получения начальной информации и навыков дети проводят дома, возле маминой юбки.

В этом году планируется строительство 23 дошкольных учреждений на 3,4 тысячи мест и восстановление 79 ранее закрытых или используемых не по профилю. В сумме – еще 8,4 тысячи мест. Между тем уже сегодня в очереди 185 тысяч детей.

ОСТОРОЖНО: ШКОЛА

Несколько цифр из доклада министра, касающихся среднего общего образования. Объем финансирования – 266,9 миллиарда тенге. Цифра в сравнении с прошлогодней солидно выросла – на 71 миллиард. В стране сегодня 7721 школа. 94 процента из них нуждаются в капремонте, а более 200 школ вовсе в аварийном состоянии. В 108 школах обучение идет в три смены, в 60 процентах – давно привычная “двухсменка”.

Но особая забота министерства, по словам Жансеита Туймебаева, – в организации качественного образования. Внедряются в учебный процесс информационные технологии, проводятся интерактивные уроки, классы компьютеризируются, телефонизируются, интернетизируются. 93,5% сельских школ, по словам министра, подключены к Интернету.

Если кто из сельчан этим данным поразился, так они, наверное, из оставшихся шести с половиной неохваченных процентов.

Бурно аплодировали по поводу переноса внедрения 12-летнего образования на 2009 год – видимо, с надеждой на то, что все это вообще отложится на неопределенный срок.

ЗА ВСЕ ОТВЕТЯТ АКАДЕМИКИ

Куда скромнее министр ответил на вопрос по поводу скандала вокруг учебника для 11-го класса “Человек и общество”, выпущенного издательством “Мектеп”. На цитаты книжку разобрали уже и в парламенте, и в прессе: “Восточные общества тяжело больны. Болезнь является следствием духовной пустоты…”.

Как же такое допустили? Недоглядели, ответил министр. Понадеялись на авторитетных ученых. Авторы и впрямь авторитетнейшие – доктора наук, профессора, академик. Но ведь кто-то проводит экспертизу учебников перед их изданием? Эти функции выполняет, как выяснилось, научно-практический центр “Учебник”. И многие учебники признает негодными для обучения, извещая об этом Минобразования. Но у издательств – свои права и на выбор авторов, и на участие в тендерах.

Министерство же оставило себе рекомендательную функцию – какой учебник предпочтительнее использовать в процессе обучения. И их список почему-то не совпадает с тем, который представляют эксперты.

На 10 будущих начальников – 2 будущих рабочих

Как ни оптимизирует Минобразования количество высших учебных заведений (их число в прошлом году сокращено со 176 до 140), в стране явный “перебор” с вузовским образованием. И как следствие – проблема с дальнейшим трудоустройством и работой по специальности. Зато остро не хватает кадров массовых профессий, специалистов со средним техническим и профессиональным образованием. Соотношение 10 к 2.

Между тем в стране недостает 100 тысяч работников технического и обслуживающего труда.

Во многих регионах молодежи негде учиться, получить специальность, работать, а профессиональные школы отсутствуют. Их нет в 27 районах страны.

И опять прозвучали оптимистичные цифры: на 2008–2010 годы запланировано строительство 45 учебных заведений, где смогут получить профессию около 20 тысяч казахстанцев. На все про все выделяется 27,8 миллиарда тенге.

В общем, были в отчете и перспективы развития сферы образования и науки, стратегии решения системных, глобальных проблем.

А вот о таких “мелочах”, как срыв строительства школ в южных регионах, неэффективное использование бюджетных средств, неравномерное распределение их по областям, говорилось вскользь, без указания виновных.

В целом же прошедший смотр вселяет чувство осторожного оптимизма. Потому как новое руководство отрасли делает все для решения назревших острых проблем. Дай бог, чтобы эти усилия увенчались успехом.

Наталия БУРАВЦЕВА, Астана