Очевидцы говорят, что о таком интерактиве может мечтать любой рядовой педагог.
Потому что россияне с большой трибуны говорили о…духовности. Если учитель не поймет, что это такое и не станет таковым, общество окончательно деградирует. Дабы не случилось этого позора и ужаса учитель, как и много лет назад, снова должен стать первой фигурой на деревне и в городе. Но какой фигурой? - ключевой вопрос педчтений.
Не перевелись еще фанаты на русской земле
И на казахстанской - тоже. Народ собрался на педчтениях - особый. И тут нет ничего странного, хотя бы уже потому, что если человек подается в педагогику, он не от мира сего. Этот - общеизвестно. Труд малооплачиваемый, нервный, ответственный, требует бесконечных усилий по самосовершенствованию, а перспектив - никаких. Тем не менее, ряды педагогов не иссякают, и уж если кто "заболел" преподаванием, то это надолго и всерьез. Вот для таких, больных душой (в лучшем смысле этого слова), и проводятся педчтения. Самое интересное, что только такие люди действительно могут сделать что-то полезное для ребенка, для школы и для системы образования в целом.
На этот раз учительство сразу нескольких стран: Росси, Прибалтики и Казахстана решило спасти мир от апокалипсиса: от невежества, от бездуховности, разрушения и безответственности. Не торопитесь смеяться…
Один из директоров российской школы Евгений Ямбург, утверждал, что любому человеку необходима для жизни ценностная вертикаль. Учителю - в особенности. Любой другой может себе позволить жить без Бога в голове, а учитель нет. Почему? Потому что он учит. Потому что он имеет дело с очень хрупким человеческим материалом: душой ученика. Какие зерна он в нее обронит - добра или зла? Это будет зависеть от ориентации самого учителя. Нравственность, как компас, помогает определиться с тем, что есть зло, а что добро. Но сделать выбор в пользу добра может помочь только духовность. Можно ли передать духовность от одного человека к другому? Можно ли научить духовности? Можно, утверждает Ямбург, по крайней мере, учитель в состоянии это сделать, но только в том случае, если он сам духовен. Поэтому школа нового типа, школа новой эпохи должна начинаться не с воспитания нового ученика. А с формирования нового учителя.
Самое потрясающее, что собравшиеся на чтениях педагоги, свято и горячо верили в то, что если учителя еще хоть чуть-чуть "опустятся", мир рухнет. При этом никто из присутствующих не говорил о том, сто общество намеренно толкает учителей вниз: держит их чуть ли не на голодном пайке не увеличивая заработную плату, зато увеличиваются внеклассные нагрузки, процветает гиперотчетность и писанина. При этом все делали акцент на том, что учитель может и должен устоять против такого страшного натиском бездуховности. Как? Благодаря своему особому отношению к жизни: "ударили по щеке, подставь другую"? Если хотите, да.
Мыслят же люди!
В скучной череде наших местных круглых столов, посвященных вопросам обучения, московские педчтения выглядели просто "модерном" по форме, и "ретро"- по содержанию. И это тоже - более чем странно для нашего "образцово-показательного" менталитета. Ну, представьте себе темы, предложенные для обсуждения на круглых столах Москве: "Учительское покаяние", "Улыбка учителя - дорога к духовному единению", "Улыбаются учебники, улыбается программа". Что вы по этому поводу думаете? Впрочем, вы можете думать об этом все, что хотите, вплоть до диагноза "шизофрения", а педагоги - гуманисты, последователи Шалвы Амонашвили, говорят, что это - потребность души человеческой.
В чем может каяться современный учитель? Некоторые говорили о неоправданной злости к ученикам. Другие - о более сильном и разрушительном чувстве - ненависти. Третьи признавались, что всю свою жизнь живут с чувством вины перед теми нелюбимыми учениками, которым портили жизнь в стенах школы.
В качестве профилактики от озлобления и очерствения снова и снова предлагалась нравственность вкупе с духовностью.
Веское слово науки
В рамках форума учителей ученые выступали ученые, которые сделали просто потрясающие открытие в области нейронауки. Они смогли объяснить такой банальный конфликт между учителем и учеником - как неприязнь друг друга уже не только с точки зрения психологии, но и физиологии.
Согласно их открытию, наряду с прочими видами мозга (продолговатым, задним и т.п.) ученые открыли еще один - эмоциональный. Как показали исследования, эмоциональный мозг излучает такие токи, которые способствуют появлению определенных гормонов. Если эмоциональный мозг удовлетворен, вырабатывается гормон счастья, а если нет, он отключает все остальные системы и наступает, грубо говоря, блокировка мозга. Именно поэтому, когда неокрепший мозг ребенка испытывает напряжение, он (и мозг, и ребенок) тупеют прямо на глазах. При этом его бесполезно призывать к совести или внушать ему какие-то прописные истины. Ребенок не слышит, не видит, не понимает. Каждый учитель может подтвердить этот феномен. Если в мозг ребенка поступают негативные импульсы, ученик как бы отключается. Давить на волевую сферу, которая у детей еще не развита, в такие моменты бесполезно. Выход? Сделать обучение в школе приятным, безопасным.
Как это сделать? Педагоги говорили о любви. В качестве критерия гуманного отношения к ученику предлагали взять все ту же духовность, а в качестве основного постулата для учителей звучала мысль о том, что разум ученика можно загрузить чем угодно, но куда важнее, чем они загрузят его сердце…
Позитивные учебники
Оказывается, передовые умы педагогики уже давно работают над созданием "улыбающихся учебников", "добрых образовательных программ" тех самых, которые создают хорошее настроение, помогают усвоить сложный учебный материал. Такие необычные книги с "сердечным, умным, тонким" содержанием уже есть в Латвии и России.
Правда, включение их в стандарт образования - дело будущего, но чиновники не запрещают пользоваться альтернативными пособиями и вести уроки по ним уже сегодня. Учителя охотно пользуются ими, ученики охотно учатся по ним. Все единогласно считают, что содержание многих учебников, особенно по точным наукам, должно быть пересмотрено и переписано с учетом этических норм добра. При этом учителя предостерегали образование от засилья голой религиозности. Один из учителей приводил пример учебника, откорректированного на новый лад. В одной из церковных школ в программе по литературе кроме жития Святых ничего не было. Вряд ли на таких примерах можно говорить об истинной духовности и нравственности.
В здоровом теле - здоровый дух
Сегодня многие продвинутые педагоги готовы поспорить с этим утверждением. Именно поэтому они стремятся создать особый настрой в душе ребенка. Уверены, что присутствие позитивного духа, умение оптимистично думать и действовать, способствует социальной иммунизации учащихся. Кроме того, по мнение учителей, школа должна давно стать местом, где маленькие люди оздоравливаются. Но, увы, до сих пор учебные программы построены таким образом, что и без того ослабленные дети, за время обучения теряют последнее здоровье и выходят из школы чуть ли не инвалидами. В России в последнее время начала развиваться лечебная педагогика. Усилиями педагогов необучаемые дети встают вровень с другими учениками и обучаются! Те же, кто способен развиваться психически и физически, имеют для этого все условия, по крайней мере, в отдельных школах России действительно создана хорошая база для всестороннего развития детей.
И последнее. То, что педчтения вдохновили и возбудили наших учителей - ясно и понятно. По-другому и быть не могло. Только насколько реально реализовать свое воодушевление в рамках существующей системы образования здесь и сейчас? Оказывается, в Казахстане рассматривается предложение о создании центра гуманной педагогики. Это значит, что уже этим летом, в рамках августовских педсоветов, у прогрессивно настроенных учителей будет возможность обменяться опытом и… поднять разговор о нравственном и духовном росте педагогов.