Учителя Казахстана не хотят сдавать экзамены на компетентность

Начнем с очевидных. В беседе со мной преподаватель казахского языка Майра (фамилию попросила не называть) заявила, что никогда не сможет выполнить требования тестирования. Почему?

Педагог со стажем должен учить или учиться

- Я должна воспитать победителя республиканской олимпиады и международных. Даже на городском уровне это трудно. В нашем районе больше 30 школ. Победитель может быть только один. Посчитайте, сколько в Алматы районов. Победы в городских олимпиадах в зачет не идут. У меня статус педагога-мастера. Мне три года до пенсии осталось. Скажите, где и когда проводили международные олимпиады по казахскому языку? Даже если я воспитаю победителя олимпиады на городском уровне – мне эти баллы в зачет не пойдут.

- Это минус в зарплате?

- Конечно! Для подтверждения статуса педагога-мастера я должна стать еще и победителем или призером международного конкурса профессионального мастерства, уметь пользоваться всеми возможностями компьютера. Но я не уверена, что даже наши учителя информатики – профессионалы. Я в свои годы должна еще и информатику освоить на их уровне? Мне её преподавать, или казахский язык?

- Но вы же проходили курсы компьютерной грамотности?

- Сертификат - да, выдали. А знаете, как нас (пауза, вздох) учили?.. Если хотите научиться по-настоящему – то где-то за отдельную плату. Сейчас могу организовать чат, видеоконференцию. Но это не моя специальность. В других школах тоже много учителей, которые выражают недовольство условиями тестирования. Молодые, которым 25-35 лет – им проще. Они лучше разбираются в компьютерах. Я у них консультируюсь. За статус «мастера» у меня надбавка 50 %. Не подтвердила – ее снимают. Чтобы ее сохранить, мне надо не спать 25 часов в сутки! А чтобы подтвердить – столько нервов надо потратить…

- Что еще вас не устраивает правилах тестирования?

- Например, мастер должен быть автором учебно-методического комплекса или программы. Это рекомендует республиканский учебно-методический совет. Почему рядовых учителей обязывают их писать? Когда я должна своей прямой работой заниматься – учить и воспитывать детей? Зачем заставлять учителей писать учебники? Нас в педвузах этому не учили. Вот представьте: допустим, у нас десять мастеров. И каждый напишет по учебнику. А по какому учить? Я участвовала в комиссии, которая принимала учебники.

- И какой результат?

- От меня, рядового участника комиссии, он не зависит. Проходит тот учебник, который «нужен». И так каждый год…

Претензии высказали еще несколько педагогов по разным предметам, но попросили не указывать фамилии.

Маржан:

Нас обязывают транслировать свой опыт на республиканском уровне. Если у меня статус мастера, то я должна в Семее или Кызылорде собрать учителей и показать им свои наработки на вебинарах. Это я должна сделать за свой счет. Через программу зум. Но я никого из учителей в Кызылорде не знаю. Кого и как я буду приглашать на эти вебинары?

- А вы вообще сами писали когда-нибудь методички, пособия?

- На это времени не было. А сейчас от меня требуют, чтобы методички и семинары предназначались минимум для трех областей. Как? Еще одно требование – педагог-мастер должен быть кандидатом наук. Ну, со статусом PhD. А то, что я много лет отработала в школе – уже ничего не значит и никак не считается? Мне до пенсии несколько лет осталось. Я что, должна теперь магистратуру проходить и минимум на полгода отпуск брать? А работать кто будет?..

Справка «Каравана»

Сегодня в республике, особенно в глубинке, не хватает более 5500 школьных учителей.

Жибек: «Меня не устраивает пункт, согласно которому мы должны проводить семинары по методике преподавания на уровне города – делиться опытом. В этом учебном году провела уже четыре. На подготовку каждого уходило минимум две недели. А это ночи и выходные дни. Отказаться нельзя. Но какой в этом смысл, если ты провел один семинар или пять – все равно получишь только ОДИН БАЛЛ, а не по баллу за каждый, как раньше. Где справедливость? У всех предметников такие проблемы. Это какой-то расстрел несогласных».

Гульшат: «Чтобы подтвердить педагога-мастера, я должна набрать минимум 134 балла. Их невозможно заработать при такой системе подсчета и такой нагрузке учителей. У меня сейчас, кажется, 120. А о профессиональном «выгорании» авторы этого тестирования не думали?»

Яна: «У меня - 117 или 118. Я мастер, опять к конференции готовлюсь. У меня трое детей. Когда им время уделять? Не учитывается охрана здоровья, охрана труда. Многие болеют, срываются. И нас пытаются обвинить в некомпетентности?»

Нургуль: «У меня, может, 122-123 балла, не смотрела еще».

Жанагуль: «Я говорю от имени многих педагогов-мастеров. Они не хотят называть свои фамилии. Боятся репрессий. Одной моей коллеге уже сделали замечание. Мы требуем освободить педагогов со стажем 30 и более лет от аттестации и оценки знаний педагога (ОЗП). Освободить от написания учебников и составления программ, это не обязанность учителя».

Наталья: «Для учителя главное – его величество урок. А от нас требуют некие авторские программы, опыт работы в трех областях республики, публикации и список изданий, где их напечатали. Еще нам необходимо повышать квалификацию на платных и бесплатных курсах, продвигать своих учеников в победители олимпиад, проводить семинары. Еще есть сдача ОЗП. Если у нас, мастеров, стаж от 30 лет и дальше – какие еще наши знания нам нужно подтверждать?..»

Салтанат: «У работающих педагогов нет свободных часов, чтобы заниматься теоретическими вопросами педагогики и образования. Методисты, которые придумали для нас эти тесты, наверное, никогда не работали в школах с детьми. Если предложить им пройти все эти испытания, не знаю, сколько из них дойдет до финиша. В математике отрицательный результат – тоже результат. Им хотя бы одну четверть в школе поработать, пусть покажут мастер-класс»…

Не так страшен минпрос, как его малюют?

Комментарий ситуации от кандидата наук, педагога и эксперта ЮНЕСКО Василия Шагулари оказался неожиданным.

- По мнению экспертов ЮНЕСКО, современный учитель должен не только учить детей, но и постоянно учиться сам, знакомиться с новыми вызовами нового мира, в котором после школы предстоит жить его ученикам. Это первое. Второе: 2 апреля министр просвещения Гани Бейсенбаев своим приказом утвердил новую редакцию правил и условий проведения аттестации педагогов. Этот документ позволяет уже с 1 сентября 2024 года после предварительного прохождения педагогами аттестации присваивать им квалификационные категории: «педагог», «педагог-модератор», «педагог-эксперт», «педагог-исследователь», «педагог-мастер». Согласно Правилам и условиям проведения аттестации педагогов «аттестация – процедура, проводимая с целью определения уровня квалификации педагогов, по результатам которой присваиваются/подтверждаются квалификационные категории». Этот документ вступил в силу 4 апреля 2024.

- А конечная цель аттестации?

- В законе «О статусе педагога» от декабря 2019 года сказано, что он обязан соблюдать педагогические принципы обучения и воспитания, обеспечивать качество обучения и воспитания не ниже требований, предусмотренных государственными стандартами образования. А еще в рекомендациях ЮНЕСКО описывается полный набор компетенций, которыми должен обладать учитель для эффективной интеграции в свою профессиональную практику, чтобы помочь учащимся достичь целей, предусмотренных учебной программой. Там все расписано, в том числе и последние технологические достижения. Например, искусственный интеллект, мобильные технологии. Интернет и открытые образовательные ресурсы влияют на образование и обучение, способствуя формированию инклюзивных обществ знания. У нас за повышение квалификации учителей отвечает Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу». Так что по этим вопросам – к нему.

- Могут ли педагоги со стажем отказаться от аттестации?

- Конечно! Если им до пенсии не более четырех лет. Квалификационная категория у них сохраняется до наступления пенсионного возраста на основании заявления. Да, аттестация педагогов – внимание! – только один раз в пять лет. Ещё пункт правил говорит о том, что досрочное присвоение квалификационной категории допускается не менее чем через два года после очередной аттестации при соответствующих результатах.

- А как насчет того, что педагог-мастер должен быть кандидатом наук или доктором PhD? А многолетний труд и опыт работы в школе уже не считается?

- На мой взгляд, это недоразумение. Ни в одном нормативном документе нет таких требований к учителям.

- Василий Вачикович, есть ли какие-то другие недочеты в аттестации?

- В них не отказались от проведения тестирования на теоретические знания по методике преподавания. Согласно Правилам «педагоги, методисты, первые руководители, заместители руководителей организаций образования и методических кабинетов проходят оценку знаний педагогов в электронном формате». У меня большие сомнения по составлению тестовых заданий. Я на разных площадках не раз говорил о необходимости подготовки тестологов в наших педагогических вузах.

-Тестологов?

- Они изучают и создают способы, методы, технологии измерений психофизиологических и личностных характеристик, объемы и качества знаний, умений и навыков. Очень сложно разрабатывать объективные тестовые задания. Они должны пройти несколько этапов экспертиз. И в конце должны быть измеримы однозначным заключением. С другой стороны, на мой взгляд, нет такой необходимости их включения в портфолио педагога. Допустим, выпускник вуза (отличник) знает теорию на пять. Но значит ли это, что он сможет умело преподавать свой предмет? Есть сомнения.

- А что насчет портфолио учителя?

- Я приветствую требование к составлению портфолио педагога, где в него включается его эссе. Это важная составляющая для определения отношения учителя к методике преподавания. С другой стороны, написание эссе позволяет определить философию преподавания.

И последнее. На мой взгляд, миссия современных учителей должна быть сосредоточена на воспитании счастливых, адаптированных детей, которые вырастут и станут адаптированными взрослыми. Энтузиазм, энергия и счастье способствуют созданию позитивной среды, в которой удовлетворяются основные потребности детей. Учителя должны уметь применять новые технологии обучения, методы и формы работы с детьми всеми способами, а не только заниматься своими уроками. Для учителя самообразование, повышение своей квалификации должно стать нормой.

Напомним, казахстанские учителя массово заваливают свой экзамен