В новом 2023-2024 учебном году порог школ переступят 3,9 млн детей, из них 364 тыс. — первоклассники, 68,2 % из них выбрали обучение на государственном языке.
По данным минпросвещения, в стране функционируют 7,7 тыс. организаций среднего образования. Школы приступили к качественной подготовке и организации учебного процесса, формированию класс-комплектов.
Больше всего первоклашек отмечается в Алматы, Туркестанской и Алматинской областях. Высокий процент зачисления детей в классы с казахским языком обучения наблюдается в Шымкенте, Туркестанской и Алматинской областях. К слову, в 2021 году обучение на казахском языке выбрали 64 % детей.
Но о чем же говорит текущая статистика, и какую картину она рисует? Насколько она примечательна, позитивна и какие перспективы в вопросе развития государственного языка прокладывает в будущем? Медиапортал Caravan.kz приводит мнение экспертов на этот счет.
«В данной статистике я усматриваю исключительно позитивные аспекты, - говорит преподаватель истории и учитель начальных классов Марат Идрисов. - Учитывая то, в какой стране мы живем, разве должны мы удивляться такому показателю? Будет ли удивительно, если в Великобритании дети пойдут, например, в школу с английским языком обучения, во Франции – с французским, а в России – с русским?
Я склонен рассматривать это явление как вполне закономерное, положительное, правильное и естественное развитие событий.
Что касается доли в 70 % – речь, конечно же, идет о детях, но выбор в первую очередь делали их родители. Так вот, я думаю, далеко не все из этого 70-процентного контингента обладают знанием казахского языка на желаемом уровне. Так зачем же они выбрали для своих чад школы с государственным языком? Нужно признать, что многие казахи недостаточно, а то и вовсе не владеют своим родным языком и испытывают от этого чувства стыда и дискомфорта. И это тоже вполне нормально. Такие реакции вполне нормальны, понятны и легитимны, как и стремление привить любовь и стремление к знанию языка, а затем, как итог, и владение им, если уже не у себя, то хотя бы у своих детей и внуков. «Только массовое переселение спасёт казахский язык в Костанайской области»: о чём пишет казпресса
Люди хотят знать язык и хотят того же для своих детей, и надо поддерживать их в этом желании. Это желание в нашем обществе, действительно, стало более заметно и ощутимо, и, возможно, вскоре наступит момент, когда мы наконец-то покончим с этим пороком – незнанием государственного языка в нашем обществе.
На мой взгляд, также вполне нормальная и очень правильная тенденция, когда дети разных национальностей учатся в казахской школе или ходят в казахский детский сад. Лично я только поддерживаю такое направление. Ведь способность владеть казахским языком среди представителей других национальностей и по сей день остается значимым активом и неким дополнительным преимуществом. Хотя и этому уже давно пора перестать удивляться.
Подытоживая, отмечу, что, как педагог, я, безусловно, рад, что почти 70 % первоклассников в Казахстане выбрали казахский язык обучения. Эта цифра проливает свет на уровень осознанности и глубокого понимания, которым обладает наше общество, касательно знания и уважения к нашему государственному языку. Очевидно, что показатель отражает не просто статистические данные, но и настоящее стремление, охватывающее наших молодых учеников, их родителей и нашу образовательную систему.
На мой взгляд, такой выбор является подтверждением того, что изучение казахского языка не ограничивается лишь учебной программой, но становится истинным вкладом в укрепление культурной и национальной идентичности. С таким уровнем интереса и приверженности наши первоклассники не только осваивают знания, но и создают непередаваемую связь с богатой историей нашей страны. Светлая перспектива этой ситуации олицетворяет и прочное стремление молодых умов учиться и развиваться в многогранном культурном контексте. Это знак не только уважения к культурному наследию, но и взгляда в будущее, где государственный язык играет ведущую роль на национальной и международной арене. Пока услуги будут предоставляться на русском языке, проблема со знанием казахского будет актуальна – эксперты
Каждый выбор, сделанный с такой заботой и стремлением, несет в себе потенциал для превращения образования в нечто гораздо более глубокое, чем просто изучение предметов. Он становится инструментом в создании сознательных, образованных граждан, которые в свою очередь, будут формировать наше будущее. И, несомненно, это вдохновляющая и радостная новость, которая поднимает настроение и наполняет надеждой нашу образовательную общность.
Я искренне верю в то, что в перспективе мы увидим поколения, которые будут владеть казахским языком в совершенстве. Также вместе с этим я не думаю, что русскоязычные или школы с другими языками обучения перестанут существовать в стране. Сохранение мультикультурной основы, в том числе и в образовательной сфере, представляет собой огромную важность и актуальность для нашего многонационального государства».
Другая наша собеседница, преподаватель казахского языка по собственным курсам Татьяна Раджибаева, также отметила, что данная новость вызывает у нее лишь позитивные эмоции.
«Меня очень обрадовала эта новость, так как я всегда была сторонником того, чтобы наша страна стала стопроцентно казахскоязычной, исключив тем самым любые пробелы и проблемы, связанные с государственным языком. Безусловно, радует и обнадеживает тот факт, что в наши дни родители с удовольствием отправляют своих детей в казахскоязычные детские сады и школы. Эта положительная тенденция иллюстрирует общественное стремление к лучшему языковому усвоению. Однако в то же время в детсадах и начальных классах должны четко понимать, почему родители отдают русскоязычного ребенка в казахские группы.
Само собой разумеется, что такое решение направлено на вовлечение детей в усвоение казахского языка. Важно, чтобы педагоги и воспитатели четко осознавали эту причину и поддерживали процесс языкового становления.
Приведу пример с моим старшим сыном. Мы отправили его в детский сад в трехлетнем возрасте. Спустя год он уже начал понимать язык и отвечать на простые вопросы на казахском языке. Теперь, по прошествии времени, он может свободно общаться на казахском и умеет использовать язык в повседневной жизни.
Со средним сыном была несколько иная картина. Мы также отдали его в казахский садик, но там педагоги и воспитатели предпочитали проговаривать все ситуативные моменты на русском. И казахская речь в целом всегда сопровождалась переводом на русский. Естественно, ребенок не заговорил на казахском, потому что ему не пришлось развивать свой навык, так как для него все было понятно на русском. По итогу трех лет в детском саду он так и не овладел казахским языком, кроме, быть может, текста государственного гимна.
Из этой ситуации и вытекает важное напоминание для педагогов и воспитателей о значимости понимания родительских мотивов: зачем родители выбирают казахскоязычное образование для своих детей.
Поэтому я надеюсь, что такие тенденции будут лишь набирать обороты, и в будущем мы будем абсолютно казахскоязычным населением нашей страны.
И тот факт, что около около 70 % первоклассников выбрали казахский язык обучения, на мой взгляд, говорит о большой осознанности. И здесь можно провести своеобразную параллель. Наше поколение не так сильно ощутило трудности из-за незнания казахского – нас это никак не стеснило, мы получали и получаем все услуги на русском. Но будущее поколение, вероятно, столкнется с более высокой степенью необходимости. Важно понимать, какое будущее ждет наших детей, и закладывать фундамент в плане знания языка», - поделилась с нами Татьяна Раджибаева.
По мнению советника министра науки и высшего образования РК Нуркена Халыкбергена, основной объективный фактор, создавший твердую почву для знания казахского новым поколением – погружение в языковую среду.
«Рост пользования языком в различных сферах жизни казахстанцев, благодаря предпринимаемым официальными властями мерам, а именно: в телевидении, госслужбе, радио - например, требование 50 % эфира на казахском языке, разнообразный контент на казахском языке, поддержка языка на официальном уровне через рост языковых программ, сертификации языковых компетенций, тестирование чиновников на знание языка, появление языковых стандартов, обучение и подготовка педагогических кадров – все это способствует изучению языка населением», - приводит мнение эксперта Zakon.kz.
Также он отметил рост национального самосознания и историческое осознание себя как нации: «На мой взгляд, данная тенденция является устойчивой и эволюционно неизменной».