Одно время папа наш работал в школе, потом перешел в другое место, но продолжал вести занятия в вечерней школе. К урокам он всегда готовился тщательно, и, возможно, потому его предмет ждали. Став уже взрослыми, многие ученики не раз благодарили отца за то, что он помог им найти свое место в жизни. К примеру, депутат Верховного Совета 12-го созыва Мараш Нуртазин. Он, к слову, был одним из хулиганов в нашем поселке, но уроки истории посещал исправно. И потом признавался, что папа его не воспитывал, как другие учителя, а просто приводил разные примеры из мировой истории. Наверное, это помогло когда-то хулигану стать сначала одним из шахтерских лидеров в нашей Карагандинской области, а потом народным избранником.
Нас же папа никогда не заставлял зубрить предмет, а говорил только, что учимся мы, прежде всего, для себя и как мы относимся к учебе, так дальше и пойдем по взрослой жизни. Сейчас, когда мне самой уже немало лет, иногда так хочется вернуться в детство и поспрашивать отца обо всех своих предках, да и о многих других вещах, потому как просветительство, как выяснилось, было присуще его роду. Но, увы, время не повернуть вспять…
Школе отдала многие годы и моя старшая сестра. Помню, как мы переехали в новый дом, после старого он казался огромным. Одну комнату сразу заставили книжными полками. И первым делом ученики сестры, приходившие к нам, набивались в эту книжкину комнату. Перед пенсией Светлана работала директором школы. Как-то я приехала домой зимой и не обнаружила ломиков, которые зимой необходимы были для колки льда, лопат для уборки снега, топора… Надо ли говорить, что все эти предметы она оттащила в школу, дескать, там нужнее.
Воспитанием детей в том плане – делай так, а так не делай, в нашей семье никто не занимался. Но мы с детства привыкли к тому, что соседку тетю Машу, техничку, мама и папа называют по имени и отчеству, в то время как многие ее кликали Машкой. У старшей сестры была подруга, жившая рядом с нами. Тоже учительница. И я как-то по-свойски ее раз назвала по имени. Сестра услышала это и отчитала меня. С тех пор соседку я именовала только Эльзой Яковлевной.
Увы, из своих школьных лет я никого почти не могу назвать учителем, который стал бы образцом для подражания. Разве что только несколько человек могу вспомнить добрым словом за их старания обучить оболтусов уму-разуму (а мы все почти в нашем классе были оболтусами, способными на одно слово учителя ответить несколькими). Это Ирина Романовна Полойко, в начальной школе; учительница химии Анна Васильевна Чайка, физики – Мария Федоровна Ромашкина, истории и наш классный руководитель Николай Романович Каменев и директор школы Семен Петрович Шкаренко, он преподавал русский язык. Вот им я благодарна за то, что терпели нас, не срывались и не орали, как другие, а пытались дать нам знания.
Только в университете я встретилась с теми, кто стал для меня примером, авторитетом. Для меня на всю жизнь запомнилось общение с преподавателем русского языка и стилистики Дмитрием Павловичем Вовчоком, он покорял широтой кругозора, тем, как легко “плавал” в лабиринтах не самого легкого для изучения языка. Еще больше эмоций вызывал Владимир Валентинович Кельник, читавший у нас курс зарубежной печати. Вот где было море эрудиции, такта, воспитания. Три года назад Владимира Валентиновича не стало, и это – большая утрата для всех, кто у него учился… Поэтому вслед за Николаем Некрасовым могу сказать только одно: Учитель – тот человек, к которому тянется всё живое. Тот, перед которым смиренно можно преклонить колено в благодарность за уроки жизни.
Алматы