Ученым быть не модно?

С темпами экономического развития у нас все в порядке. Существует и научная база, оставшаяся Казахстану в наследство от советских времен, а вот внедрение собственных высоких технологий в отечественное производство пока идет туго.
Да и средний возраст ученых-разработчиков приблизился уже к 60-ти. Отчего это происходит, мы решили узнать непосредственно у тех, кто эти технологии разрабатывает.
Энтузиазм хорошо, а финансовое стимулирование лучше
Заместитель директора института органического катализа и электрохимии Алима Жармагамбетова рассказала, что разработка новых технологий напрямую связана с материальной базой, необходимой для научных исследований.
В частности, в данном институте достаточно хороших ученых, создающих новые разработки для нефтегазодобывающей промышленности. Правда, патентов на изобретение могло быть еще больше, если бы не старое оборудование и недостаток финансирования. В последние несколько лет из-за низкой заработной платы и отсутствия денег на исследования ушли в частный бизнес или другие организации многие сотрудники института. Правда, в настоящий момент положение стабилизируется благодаря притоку молодых научных кадров. Появился даже конкурс на занятие вакантной должности. В этом заслуга, прежде всего, руководства института, которое стремится заинтересовать молодых ученых если не материально, то хотя бы возможностью постажироваться за границей.
- Мы находим такие программы по Интернету, - говорит Алима Кайнекеевна, и стараемся в них участвовать. В последнее время со стороны государства так же стали открываться некоторые индустриальные программы, в которых успешно работают наши сотрудники.
Однако, нерешенных проблем, как всегда остается больше, чем решенных. Например, нашим 30 аспирантам и соискателям нужны места в общежитии, которых нет. О низкой заработной плате мы уже и говорить перестали. Стараемся зарабатывать понемногу сами, добиваемся иностранных грантов, в общем, выкручиваемся, как умеем.
А почему наши технологии не внедряются в отечественное производство, это вопрос скорее не к нам - ученым, а к представителям частного капитала. Многие наши промышленники зачастую, просто не понимают, как много можно заработать на использовании высоких технологий. Пока что нашими разработками активнее интересуются иностранные компании, нежели отечественные.
Главное, чтобы не мешали
В институте металлургии и обогащения, несмотря на всевозможные реорганизации, вопросу подбора молодых научных кадров придается первостепенное значение. Об этом рассказал ведущий научный сотрудник, кандидат технических наук Эссен Сулейменов.
Металлургия - одна из приоритетных отраслей казахстанской промышленности. И, по словам ученого, высокие технологии для отечественного производства металлов нужны, как воздух. Так, как отсутствие собственных и использование чужих запатентованных разработок оборачивается огромными финансовыми потерями для государства. Поэтому подготовка молодых ученых, способных создавать передовые технологии считается в институте одной из важнейших задач. На сегодняшний день в институте 43 аспиранта, тогда как в позапрошлом году было только 4. В этом, прежде всего, заслуга доктора технических наук Багдаулета Кенжалиева - замечательного ученого-металлурга.
Эссен Сулейменов считает, что подготовка молодых специалистов зависит от руководителя института.
- Сегодня, - говорит Эссен Нургалиевич, мы хотим и можем готовить молодых. Главное, чтобы нам не мешали.
К сожалению, в научных кругах за многие годы сложилась определенная формация ученых старшего поколения, которые, в принципе, не желают давать дорогу молодым. С этим, безусловно, нужно бороться. Хотя, внутри темы преемственности поколений существует еще один болезненный вопрос. Имею в виду современную подготовку студентов в наших технических вузах. Учат сейчас плохо. Мы отмечаем очень низкий уровень подготовки инженеров по таким предметам, как физика и химия. А некоторые предметы из списка в дипломе сегодняшнего выпускника Политехнического вообще исчезли. Я оканчивал Горный институт в 1960 году, так перечень предметов в моем старом дипломе намного длиннее, чем в современном по аналогичной специальности. Беда в том, что в наших вузах при подготовке исходят из возможностей, а не из постановки задачи - каким должен быть специалист в идеале. Или, оставим идеал, его образование должно соответствовать требованиям современной промышленности или науки. А наше образование и близко не соответствует этим требованиям. Вот и приходится нам на местах доводить выпускников вузов до нужного уровня.
Нескромное обаяние бизнеса
Исходя из вышеизложенного, мы решили узнать, что думают о выборе жизненного пути сами студенты. Для этого мы отправились в Казахский Технический Университет.
Во дворе университета, как всегда многолюдно. Большую часть студентов составляют юноши и лишь редкими нарядными вкраплениями мелькают стройные девичьи фигурки. Технические специальности, традиционно остаются за мужским полом. Сделав этот неутешительный для женского самолюбия вывод, направляюсь к большой группе студентов. На вопрос, куда пойдут работать будущие выпускники в науку или на производство - сферу частного бизнеса, все ответили одинаково - в бизнес.
Кайрат - студент 3-го курса машиностроительного факультета.
- Конечно, я постараюсь поступить на работу в какую-нибудь частную фирму. И мне все равно, будет она производить станки, турбины или кофеварки, главное, чтобы хорошо платили. А в науке сейчас нечего делать, платят гроши, да и чтобы сделать карьеру нужно потратить годы, а то и десятилетия. Это не интересно.
Пока Кайрат рассуждал, остальные ребята согласно кивали. Из приблизительно 40 опрошенных мною студентов разных факультетов и обучающихся на разных курсах ни один не изъявил желание в будущем стать ученым. В деканате факультета геологоразведки сообщили следующие цифры - в прошлом году из 99 выпускников в аспирантуру и магистратуру поступили 12 человек. Это самое большое количество за последние годы. Появление желающих продолжить образование произошло благодаря увеличению стипендии аспиранта до 15 тысяч тенге в месяц. Однако, по словам декана факультета, желание учиться дальше, еще не означает, что окончившие аспирантуру в будущем станут учеными. Скорее всего, те, кто защитит диссертацию, будут преподавателями вузов или претендентами на руководящие должности в частных компаниях. Приблизительно то же самое сказал декан машиностроительного факультета Павел Есырев.
На его факультете суммарно в аспирантуре и магистратуре числится 8 человек и ни один из них не собирается становиться ученым. Нежелание молодых идти в науку подтвердилось и в Эколого-экономическом институте, в институте металлургии и полиграфии. Получается, что тех выпускников вузов, которые уже выбрали науку, как дело своей жизни и трудятся в различных НИИ нужно беречь и лелеять. А лучше материально заинтересовать.
Тогда, глядишь, и у нас станут во множестве появляться ноу-хау, с применением которых продукция отечественных промышленных предприятий будет конкурентоспособна на мировом рынке.