Ученый-изобретатель Владимир КОТОВ: Двигатель есть, движения нет

Можно было бы вообще не упоминать усть-каменогорскую выставку “мини-EXPO”, если бы не двигатель Котова. На фоне большинства откровенно перепетых и устаревших идей агрегат курчатовца отличался реальной техничностью, оригинальностью и потенциалом:

– О своем двигателе мы докладывали в 2010 году на конференции, организованной Российской академией наук, и работа вошла в число лучших. Прошлой осенью докладывали в Алматы на конференции по зеленой энергетике. Интерес вроде появляется, но дальше никаких шевелений.  Вкладываться в создание рабочего двигателя предприниматели не хотят.

Свой образец Котов сделал на деньги друзей-знакомых и доказал – идея работает:

– Всего при 500 градусах коэффициент полезного действия (КПД) достигает 50 процентов и выше. Сравните: в двигателе внутреннего сгорания при температуре больше 2000 градусов КПД – 30 процентов, у дизелей –  36 процентов, у стирлинга, или двигателя внешнего сгорания, при температуре 1200 градусов КПД – около 40 процентов. Кроме того, такие двигатели требуют еще постоянного подогрева, то есть дорогостоящих легированных материалов.

Изобретение Котова – поршневой двигатель цикла Брайтона. Его особенности, понятно, являются ноу-хау, но суть – в симбиозе турбомашины с принципом поршневого двигателя:

– В отличие от тех же дизелей, где при высоких температурах образуются вредные окислы, наш двигатель чище. Здесь сгорание длительное, монотонное, при атмосферном давлении. Выбросы минимальные. Машина может давать механическую энергию, работая на топливе низкого качества, например, опилках, дровах, мусоре.

Где пригодится такой двигатель? Курчатовец широко жестикулирует: везде! Может давать энергию в отдаленных селах и хозяйствах, где нет линий электропередачи. Может даже использоваться в атомной энергетике, потенциальная мощность – несколько десятков мегаватт:

– Половина Казахстана – это малонаселенные районы, где огромная потребность в механической энергии. Всегда нужно что-то привезти, вспахать.  В принципе, двигатель можно поставить на сельхозтехнику. Комбайн убирает, солому сжигает – на этой энергии движется. Никаких проблем с закупом топлива.

Ученый из Курчатова предлагает своей стране экологичный, эффективный двигатель нового поколения. В аннотации, подготовленной акиматом Восточного Казахстана, сказано: “Предварительные маркетинговые исследования показали, что минимальная потребность в таких двигателях в производствах по переработке древесины, использовании низкокалорийного топлива оценивается в сотни миллионов долларов”.

– Я ученый, моя задача – разбираться в технике, – говорит курчатовец. – Вот фильм делают, там каждый занимается своим делом: оператор снимает, актер играет, гример готовит лицо. А я должен делать все: изобретать, вести маркетинг, рекламировать. Это глупость.

Действительно, во всем мире программой продвижения занимаются специалисты. Государство для этого обеспечивает условия – создает технопарки, силиконовые долины. Что мешает чиновникам Восточного Казахстана поддержать двигатель Котова не на словах, а на деле?

Усть-Каменогорск