Неудивительно, что молодежь, вкусив все “прелести” научной жизни, увольняется из НИИ. Только один из институтов в прошлом году покинули пятеро молодых ученых – не выдержали жизни на голодном пайке. Людей отправляют в отпуск без содержания, переводят на полставки. Для сведения: зарплата младшего научного сотрудника – примерно 40 тысяч тенге, кандидата наук вместе с “кандидатскими” – 110 тысяч.
– Я больше 30 лет занимаюсь наукой, это моя жизнь, – говорит знакомый ученый. – В начале года три-четыре месяца мы сидим без зарплаты, занимаем у родственников, друзей. Как выживаем, стыдно рассказывать: на бич-пакетах, крупах и чае. Денег в кармане – ноль. Позиция некоторых руководителей такая: не нравится – увольняйтесь. А куда я пойду? До пенсии еще несколько лет. Обстановка нервозная, люди в депрессии… О каком развитии науки может идти речь, когда нет денег на проезд, не говоря уж о командировках?
Так почему ничего не сдвигается с мертвой точки?
– Действительно, который год ситуация повторяется. Поэтому еще 20 декабря 2016 года я отправил письмо в министерство образования и науки с вопросами, как сложится ситуация в текущем году, какие меры приняты, – комментирует председатель отраслевого профсоюза работников науки Марат МОЛДАБЕКОВ. – Получил ответ за подписью вице-министра Асланбека Амрина. В нем говорится, что некоторые меры предприняты, базовое финансирование (на содержание института и административно-управленческого аппарата) в течение февраля поступит в институты. Так и получилось. Базовое финансирование институты уже получили. Это зарплата дирекции, бухгалтеров, вахтеров и так далее. Если смотреть по цифрам, картина выглядит так. На 2017 год выделено 5,33 миллиарда тенге, в 2016-м было 4,95, 2015-м – 4,91 миллиарда, в 2014-м – 5,41 миллиарда тенге. Что касается грантового и программно-целевого финансирования – зарплаты ученых, оно зависит от того, как быстро национальные научные советы разберутся по каждому проекту. В письме сказано, что они работают оперативно. Но на главный вопрос – когда люди увидят зарплату – нам не ответили! По слухам, это произойдет в середине марта. Но ведь деньги не сразу дойдут до сотрудников.
Как мы узнали, в этом году сокращено грантовое и программно-целевое финансирование. На текущий год выделено 27,85 миллиарда, в 2016 году было 28, 44, 2015‑м – 30, 96, 2014-м – 32,2 миллиарда тенге. По словам ученых, научные программы и проекты обеспечиваются на три года. Суммы на каждый год им постоянно урезают на 8–10 процентов. Исполнителя программы никто не спрашивает, как это отразится на качестве выполнения работы.
На недавней встрече с Президентом Казахстана в Алматы ученые скромно промолчали о своем бедственном положении.
АЛМАТЫ