Ученье - в цвет

Комедии сменялись толстыми слезными романами с нищими, но гордыми студентами и банкирскими дочками (или наоборот).
Словом, сочинителям всех времен всегда ужасно нравился в качестве главного героя домашний учитель: столько вокруг можно сюжетных линий накрутить! Но существовала и реальность: репетиторство не умирало никогда. А сегодня и вовсе представляет собой весьма солидное течение.
В общем-то, любой человек может научить чему-либо другого человека. Все дело, по сути, в оплате этого процесса. Если дворовый Вася совершенно бескорыстно излагает аудитории основы анатомии, то он - наставник молодежи или миссионер. Если он то же самое преподает отдельному ученику и за почасовой гонорар, значит - репетитор. Слово это, кстати, гармонично прижилось у нас и уже много лет хорошо и ясно обозначает процесс: знания - деньги - знания. И если раньше чужие мозги требовались лишь для нескольких предметов, то сегодня, по оценкам специалистов, в Казахстане репетиторы работают по 40 дисциплинам. Все объяснимо: появились новые направления, неведомые прежде специальности.
О низком уровне образования в Казахстане говорится много. По некоторым данным, относительно образованно лишь 77 процентов населения. В то же время все больше молодых людей начинают понимать, что с купленным дипломом всю жизнь не проживешь. Сегодня твой папа - в кресле, а завтра придется искать работу. Конкуренция высока. Нужно знать языки, компьютерные программы, многое из того, чему не удосужились учиться в школе и в институте. И вот эту нишу потребности в знаниях при наличии их отсутствия удачно заполнило репетиторство. Сюда пришли те же преподаватели, которых так не хватает в школах страны, особенно в сельских. Но повернется ль язык корить их за это, если за час индивидуальных занятий, скажем, по математике, алматинские неучи платят от 400 до 500 тенге. По два часа два раза в неделю... Самые высокие репетиторские тарифы в южной столице - на английский: от 800 до 1800 тенге за час. Далее следует музыка: 1000-1500. Компьютерные "чайники" смогут слегка закалиться за 600. Компьютерная грамотность - одно из самых частых предложений в газетных объявлениях.
Само собой, встает вопрос и о качестве самого репетиторства. Оно абсолютно никакими государственными органами не контролируется. И даже если бы кто-то из высоких чиновников от образования озаботился сутью явления, нарисовать его объективную картину было бы невозможно: 99 процентов репетиторов не имеют патентов. То есть учат нелегально. Вопрос, насколько хорошо учат, останется без ответа, поскольку, как уже было сказано, мониторинг провести невозможно. Репетиторы нигде не регистрируются, никак и ничем не подтверждают свое право сеять разумное, доброе, вечное. Их армия стихийна, и позвонив по объявлению в газету, жаждущий знаний играет в рулетку: повезет - пополнит "мозговой" багаж, не повезет - останется на том же уровне. Пример живет у меня за стенкой: учительница музыки нашла у второклассницы изумительные данные и предложила индивидуальные занятия. Была куплена скрипка, и целый год будущая Лана мучила себя и соседей. Потом, к вящей моей радости, училка спеклась сама, и вечерние пытки фальшью прекратились.
Возможно, многие из репетиторов охотно получили бы патент, который могли бы в случае чего и предъявить особо недоверчивым клиентам. Но грозный образ Налогового кодекса РК явно мешает это сделать. Его 371 статья, относящая домашнего учителя к категории индивидуального предпринимателя, строго требует предоставления налоговой отчетности. А ежели можно спокойно работать без бюрократической нервотрепки и денежных утрат, то почему бы нет? На Западе существуют специальные агентства, которые очень тщательно отбирают "преподавательский состав": ведь репетитор должен быть не только прекрасным узким специалистом, но и психологом, воспитателем, да просто - коммуникабельным, дружелюбным человеком. И тогда все довольны: ученик, уверенно отдавший деньги за нужные ему знания, педагог, получивший достойную плату за качественный труд, фирма, нарабатывающая репутацию и свои проценты, государство, справившего прибыль в виде налогов и потенциального специалиста. В случае же каких-либо взаимных недоразумений между школяром и репетитором отношения расторгаются в соответствии с контрактом, цивилизованно. Но это - идеальная схема, и нам до нее еще очень далеко. Пока мы учимся поистине: чему-нибудь и как-нибудь.