Для 13-летней Марии домашние задания – как каторга. Спрашиваю: “Почему учиться не хочешь?”. Выдавливает из себя: “Тяжело”. В начальной школе Маша была круглой отличницей, но как перешла в среднее звено, успеваемость поползла вниз, еще и подростковый возраст покоя не дает:
– Мне неинтересно. Некоторые уроки еле отсиживаю, потому что не понимаю. А учителя, вместо того чтобы объяснить, орут!
Маша говорит, что в учебнике английского языка постоянно встречаются ошибки, и все слова она уже привыкла проверять через онлайн-переводчик. Действительно, нелестные отзывы об учебниках по английскому языку слышишь далеко не в первый раз.
Знакомый преподаватель частной языковой школы Светлана, просмотрев пособие по иностранному языку для среднего школьного звена, произнесла: “Да-а-а…”.
– Количество лексического материала рассчитано отнюдь не на два часа в неделю. Чтобы его запомнить, нужно заниматься шесть раз в семидневку, как минимум. Еще в одном из отечественных учебников я прочитала, что Миссисипи – самая большая река в мире. Если делают такие фактологические ошибки, то что говорить об остальном…
А мы продолжаем беседу с Машей, вот ее мнение об учебнике истории Казахстана:
– В пятом классе, помню, по нему вообще нельзя было учиться – запомнить невозможно, предложения длинные и сложные, очень много дат. Учительница давала материал из другого источника, мы его записывали.
Даже Президенту Казахстана Нурсултану НАЗАРБАЕВУ пришлось поднять тему низкого качества школьных “шедевров”, отметив несколько лет назад: “Из учебника истории я узнал, что убойная сила стрелы саков составляла 800 метров. Я не профессиональный военный, но знаю, что далеко не все образцы современного стрелкового оружия обладают такими свойствами!”. Глава государства жестко раскритиковал тогда малограмотность и даже глупость, которую допускали отечественные авторы учебников. Он даже как-то обмолвился, что тем, кто издает такие книги, надо премии обидные вручать – “Золотую калошу” например.
Несмотря на то что казахстанские учебники проходят проверки и каждые четыре года переиздаются, искоренить ошибки и недостатки не удается. Анализируя школьную литературу, педагоги из института повышения квалификации считают, что многие учебники грешат неглубокой подачей учебного материала, отсутствуют иллюстрации. Оформление непривлекательное. Многие педагоги старой закалки с ностальгией вспоминают советское время – достичь уровня старой учебной литературы в простоте изложения, доходчивости и логике никак не удается.
Вера Михайловна – бабушка пятиклассника Никиты – сидит над домашними заданиями с внуком пять вечеров в неделю! Сколько времени казахстанский школьник должен тратить на выполнение домашнего задания, задает она риторический вопрос. В санитарных правилах, кстати, этот пункт не прописан вообще! В официальную школьную нагрузку домашняя работа не входит! Хотя в Министерстве образования поговаривают, что внеурочная нагрузка школьников будет законодательно оформлена в 2015 году. Мол, домашние задания не должны превышать трети от пройденного на уроке материала.
– Я бывший педагог начальных классов, – говорит пенсионерка. – Поэтому додаю внуку дома то, что не успевают в школе. Вот только порой я сама не могу сразу разобраться в какой-нибудь математической задачке с первого раза! Слишком наверчено, слишком запутано.
Заместитель руководителя управления образования Северо-Казахстанской области Кульпаш КАЛГУЖИНА отмечает, что сегодня нагрузки в школах действительно нешуточные, но они во благо! По ее мнению, детей нужно приучать к кропотливому труду – мол, успех приходит только к тем, кто преодолевает препятствия и через усилия идет к цели.
– В современной школе многим детям стало неинтересно учиться, – считает петропавловский психолог Елена ЛЮБИЧ. – Тот же Интернет вызывает у них гораздо больший интерес. Но важно не тюкать и не ругать ребенка, Ведь он ждет понимания и помощи, прежде всего – от родителей. Их роль возросла в разы. Если родители активны, занимаются любимым делом и получают от жизни удовольствие, то и ребенок будет воспринимать жизнь с интересом. А если родители “устали” от жизни, то у ребенка, куда ни определи, полноценного развития не получится.
После того как выслушаешь самые разные точки зрения на процесс обучения в казахстанских школах, начинаешь думать, что один из важнейших его аспектов – качество учебников – отнюдь не облегчает учащимся путь к знаниям, а порой, наоборот, является преградой. К сожалению.
Петропавловск