Первое утверждение вопросов не вызывает. В отличие от второго. Особенно актуально взглянуть на состояние образованности населения страны накануне очередной волны поступления в вузы.
Проблема профессионального уровня населения складывается из двух составляющих: того, что есть в наличии, то есть, профессиональных ресурсов нынешних взрослых поколений, и формирующейся смене им. С первым все вроде бы более менее благополучно: известно, что в советское время образование и высшее, и средне-специальное, были достаточно не плохи, и тем, советским, заделом можно продержаться еще пару десятилетий. Но это в теории. На практике же ситуация уже сейчас очень сложна.
Директора машиностроительных, деревообрабатывающих, текстильных и многих других предприятий говорят о нехватке квалифицированных работников, от высоких инженерных должностей, до простых, но квалифицироаванных рабочих. Года три назад, до того, как промышленность начала слегка оживать, всем казалось, что только начнется это оживление, и все, кто ушел в 90-е годы с производства на барахолки, потянутся назад. Но оказалось, что возвращаться уже особо некому - многие уехали из страны, кто-то вышел на пенсию, кто-то утратил прежние навыки за годы стояния за прилавком. Сейчас проблема квалифицированных кадров для производства становится не менее острой, чем чуть раньше - доступ к дешевым банковским кредитам. Об этом говорят на заседаниях различных промышленных ассоциаций, но результатов пока мало. И тут надо назвать вещи своими именами: очевидно, что былой профессиональный ресурс страной в целом утрачен. При чем это характерно не только для производства, но и для проектной сферы. Типичный пример: в одном из некогда ведущих, союзного уровня, проектных институтов в сфере энергетики, от коллектива в несколько сот человек остались едва пятьдесят. Средний возраст сотрудников - тоже за пятьдесят, моложе 35 нет ни одного.
Так же и во многих сферах науки (исключая, наверное, гуманитарные). Например, год назад казахстанский географ, ученый с мировым именем, заметил в прессе, что "за спиной нашего поколения - пустота". Что же удивляться, что о возможной проблеме сокращения зерноводческих регионов Казахстана из-за изменений климата мы узнаем от американских ученых!
Пока еще специалисты из Казахстана, авиаторы, программисты, строители, инженеры различного профиля, энергетики, геологи, пользуются спросом в различных странах мира, работая там по контрактам (не говорим сейчас о тем, кто уехал в эти страны навсегда). Но при сохранении нынешних тенденций уже достаточно скоро замаячит обратная перспектива, вот только смогут ли отечественные работодатели оплачивать недешевый труд импортных специалистов на наших производствах? Выход из нынешней ситуации, конечно, есть. Последние пару лет показали, что казахстанское производство в перерабатывающей сфере может возродиться и делает это, хотя и не "семимильными" шагами, а постепенно. Именно в этой постепенности для страны выход из кадрового кризиса: есть время обучить и подготовить смену нынешним специалистам. Но здесь во весь рост встает другая важнейшая сегодняшняя проблема профессионального ресурса казахстанского общества.
В прошлом году на одно место на юридических факультетах претендовали более двухсот человек, на экономических более сотни. Такая картина повторяется из года в год уже десять лет. В то время как на специальность радиотехника пару лет назад конкурс был 0,2 человека на место, на агрономов и ряд технических специальностей в среднем не превышал 1 человека. Даже те специальности, что связаны с нефтедобычей и горным делом, столпами казахстанской экономики, не так популярны у молодежи, как юриспруденция и экономика. По специальностям, связанным с деревообработкой, в год по всей республике выпускается несколько десятков специалистов. К этому можно добывать, что в отличие от юридических и гуманитарных, в Казахстане не открыто ни одного частного технического вуза!
Общество стоит перед угрозой полного развала своей профессионально-кадровой структуры, экономические и социальные последствия от которой сейчас в полной мере просчитать невозможно, но они будут очень велики. заниматься исправлением ситуации уже сейчас должно государство через специальные программы, гранты, через формирование позитивного отношения к определенным профессиям. Насколько же готово к этому само общество, покажет ближайшее время через количество абитуриентов на различные специальности.