В Семее попытались найти ответ, почему чиновникам всех уровней нет дела до дачных проблем?
Зимники и летники
Если 30 лет назад в Семее насчитывалось более 40 тысяч дачных участков, то сегодня их осталось всего около 15 тысяч. Перестали существовать дачные массивы “Крупская”, “Знаменка”, “Пожарная согра”, “Птичник”, “Контейнерная”, “Водный”. С 5 000 до 400 сократилось количество дач на массиве “Орленок”.
Из оставшихся в Семее 15 тысяч участков значительную часть уже нельзя назвать классическими сезонными дачами. Поток сельчан, переселяющихся в город, но не имеющих средств на полноценное жилье, превратил дачные массивы в обычные пригородные поселки. По количеству постоянно проживающего населения некоторые превосходят даже районные центры. Но для “зимников” (так называют в Семее людей, постоянно живущих на дачах) в садоводческих товариществах нет ни школ, ни больниц, ни госучреждений.
– Это смешение дачников с постоянно проживающими на массивах людьми приносит множество проблем, – считает член совета общественности Семея Николай ИСАЕВ. – Если воспринимать заселенные дачи как городской микрорайон, то тогда необходимо строить там инфраструктуру и возводить социальные учреждения. Но, во-первых, это непосильно для казны Семея. А, во-вторых, как быть, например, с массивом “Восточный”, который является затапливаемой зоной? Там нельзя вести капитальное строительство, но именно там живет значительная часть “зимников”. А ведь они начинают диктовать свои условия, пользуются электрическими сетями и дорогами, которые в свое время были построены силами дачников, но при этом “зимники” отказываются платить взносы в садоводческие товарищества.
Хочу – еду, хочу – нет
Еще одна беда дачников Семея – транспорт. Если проезд в городском общественном транспорте составляет 60 тенге, то на самый отдаленный массив – “Орленок” – 200 тенге. Для семьи из четырех человек поездка на дачу и обратно в среднем обходится в 1 600 тенге. Кроме того, движение на этом маршруте осуществляет один автобус, который ходит всего три дня в неделю. В среду, субботу и воскресенье автобус делает один рейс на дачи и один назад. Но даже этот далеко не перегруженный график не соблюдается.
– Сначала автобус не вышел на линию накануне последних майских заморозков. И хотя дачники знали об этом заранее, они просто не смогли приехать на свои участки, чтобы накрыть посадки. Через две недели автобус опять не вышел, как раз в этот период началась 40-градусная жара, а люди опять не смогли приехать полить растения. В итоге что не замерзло, то засохло из-за недобросовестности перевозчика, – возмущается Николай Исаев. – Я обратился к акиму Семея Ермаку САЛИМОВУ. Тот пообещал исправить ситуацию. Но в ближайшую среду автобус опять не вышел, хотя его и в городе на остановках, и на дачах ждали дачники, воодушевленные обещанием градоначальника.
Потом ситуация повторилась еще несколько раз. И люди в итоге стали искать обходные пути и добираются на свои участки на междугородних рейсах, курсирующих между городом и окрестными деревнями. Проблема в том, что такие автобусы высаживают дачных пассажиров на трассе, откуда тем приходится на своих двоих топать от 1,5 до 2 километров до участков. Это крайне неудобно и нелегко, но на таких рейсах автобусы по крайней мере ходят регулярно. Поэтому все меньше людей ждет дачный автобус на городских остановках. А перевозчики получили повод говорить о нерентабельности маршрута и отсутствии пассажиров.
Аким Семея Е. Салимов проверяет цены на городском рынке. Фото - фото из архива "Каравана"
Глашатаи акимов
– Понимая, что власти города не в состоянии решить проблемы дачников, я отправился в областной центр к акиму Восточного Казахстана Даниалу АХМЕТОВУ. Он пообещал решить транспортный и другие дачные вопросы. На следующий день после моего возвращения из Усть-Каменогорска в Семей автобус опять не вышел на линию. А вместо обещанной помощи я получил письмо. Причем даже не от самого акима ВКО, а от заместителя акима Семея. И все вернулось на круги свои, – посетовал общественник.
Конечно, замакима, которому пришлось выступать в роли глашатая решений областного руководства, смог только констатировать существующую ситуацию.
– В настоящее время по маршруту 49 в связи с чрезвычайно малым пассажиропотоком движение организовано 3 дня в неделю, – сообщил совету общественности заместитель акима Семея Николай УШАКОВ. – Изучение пассажиропотока перевозчиком показало, что только при выполнении одного рейса из шести для автобуса “ПАЗ” максимальной вместимостью 50–60 человек была максимальная загрузка. Остальные пять рейсов выполняются полупустым автобусом. Для решения данного вопроса целесообразно изменить данный маршрут на пригородный внутриобластной с заездом на массив “Орленок” на расстояние 1–1,5 километра.
Перепрофилирование дачного маршрута на внутриобластной, естественно, находится в ведении областных чиновников. Но поскольку оттуда проблемы семейских дачников перебрасывают назад в город, то вопрос никогда не будет решен. Стоит ли удивляться, что владельцы дач на “Орленке” стали бросать свои земли. Вместо былых 5 000 участков там сегодня осталось меньше 400.
– С 2013 года по настоящее время реальное число активных владельцев дач на массиве “Орленок” еще более сократилось, – констатировал заместитель акима.
И эта констатация – единственная помощь дачникам в решении транспортных проблем.
Статистическое татами огородников и фермеров
Наверное, может возникнуть вопрос: а должно ли государство помогать дачникам? С одной стороны, конечно, это частные проблемы. С другой – сегодня только ленивый не говорит о продовольственной безопасности страны и росте цен на продукты питания. Чиновники устраивают показательные рейды по рынкам, грозя пальчиком перекупщикам, накручивающим несусветные проценты на картошке и морковке. Время от времени такие рейды проводит и аким Семея. И есть в них всё – и красивые слова о сдерживании инфляционных процессов, и строго нахмуренные брови государственного человека, радеющего за благополучие горожан, которые должны иметь возможность покупать продукты подешевле. Но дачники-то без громких фраз решают эту задачу, обеспечивая себя овощами и фруктами. И это отнюдь не мелочь. На участке в шесть соток можно вырастить 350 килограммов картофеля и других овощей, 250 килограммов яблок и груш, а также 340 килограммов ягод – в общей сложности почти тонну плодов.
Более того, по словам бывшего министра сельского хозяйства РК Асылжана Мамытбекова, больше половины – 56,8 процента – всей плодоовощной продукции Казахстана выращивается в подсобных хозяйствах. Словом, пучок петрушки и хрустящий огурец с собственной грядки в масштабах страны превращаются в один из способов сдерживания цен на овощи и фрукты и сохранения продовольственной безопасности. А трудяги с тяпками на шести сотках производят больше, чем все фермерские и крестьянские хозяйства, вместе взятые! Но для последних государством предусмотрены субсидии, льготы и специальные программы. А для дачников невозможно решить даже такой простой вопрос, как регулярные автобусные маршруты.
– Трудно понять наших руководителей, устраивающих публичные выходы на рынки для контроля роста цен. Хотя садоводческие участки – более эффективный метод решения этого вопроса. Но чиновники не могут, а скорее всего, просто не хотят заниматься дачным вопросом, – убежден Николай Исаев.
Программа для галочки
Впрочем, несколько лет назад правительство озаботилось проблемами дачников. С 2011 по 2014 год в Казахстане осуществлялась государственная программа с комплексом мер по поддержке дачных садоводческих и подсобных хозяйств, которая предполагала обеспечение людей поливной водой, электроэнергией, автобусным сообщением и охраной общественного порядка. Подразделения ЖКХ обязывались разработать технико-экономическое обоснование и проектно-сметную документацию для обеспечения инфраструктуры новых дачных массивов и реконструкцию существующих. Планировалась также дополнительная капитализация на сумму не менее 50 миллионов тенге для каждой области в целях льготного финансирования кооперативов, а для поддержки дачников – предоставление микрокредитов на покупку спецтехники и инвентаря.
– В Семее ни один пункт этой программы не был выполнен, – заявил Исаев. – Но, учитывая важность вопроса, необходимо инициировать подобную программу еще раз. Кроме того, давно пришло время законодательно определить статус дачных участков и садоводческих товариществ. Если в соседней России за последние 25 лет уже дважды принимался закон о дачах, то в Казахстане – ни разу. Кроме того, государство оказывает колоссальную поддержку фермерским хозяйствам. Но коль дачи осуществляют государственную задачу по обеспечению продовольственной безопасности в такой же мере, как и крестьянские хозяйства, необходимо рассмотреть меры государственной поддержки и им.
Конкретные индикативные показатели
В результате совет общественности Семея обратился в министерство сельского хозяйства с предложением разработать широкие меры поддержки дачников и, возможно, принять новую программу. Но результат оказался почти анекдотическим.
– С 2012 года министерством реализован комплекс мер по развитию дачных, садоводческих и личных подсобных хозяйств, который завершился в 2014 году. В настоящее время разработана новая государственная программа АПК, основным приоритетом которой является развитие личных подсобных хозяйств, максимальное вовлечение мелких и средних хозяйств в сельскохозяйственные кооперации, – пояснил совету общественности Семея вице-министр сельского хозяйства РК Ерлан НЫСАНБАЕВ. – Определены конкретные индикативные показатели. По итогам 2016 года образовано 157 сельскохозяйственных кооперативов, 103 молокоприемных пункта, 7 269 откормочных площадок, 19 убойных пунктов и 105 семейных теплиц. Кооперативы будут оказывать услуги по заготовке, хранению и транспортировке продукции, по ветеринарии, кормопроизводству, агрохимии и кредитованию. В целом кооперативы должны стать основой дальнейшего развития села, – заверил вице-министр тех, кто спрашивал его о дачах.
Как победный рост молочных ферм и убойных пунктов поможет дачникам, трудно догадаться. Разве что убойное равнодушие чиновников поможет дачникам спастись по принципу утопающих, чье спасение – дело только их рук.