Убить Робина Гуда: почему казахстанцы оправдывают ограбления банков

Эти молодые люди не понравились ему сразу: девушка по имени Бланш Бэрроу, которая договаривалась о номере, носила брюки. В патриархальном Арканзасе тех времён считалось, что женщина в подобном виде может быть только преступницей. Потом он заметил: зарегистрировались три гостя, но в здание вошли пятеро. Одна из девушек подозрительно хромала. Гости купили еды и алкоголя (во время "сухого закона"!) на большую компанию, заклеили окна газетами.

Полиция обложила мотель и ночью пошла на задержание. Жильцы неожиданно оказали вооруженное сопротивление. В перестрелке преступникам удалось вырваться, но двое из них получили ранения.

Ушли они далеко. Вновь их обнаружили уже в Айове, в заброшенном парке аттракционов. В очередной перестрелке супруги Бэрроу попали в руки полиции. Трое ускользнули.

Полиция знала, кого ищет. Это была уже знаменитая банда Бонни и Клайда – влюбленной парочки отморозков, которые грабили мелкие магазины и убивали каждого, кто вставал на их пути. На след банды копы вышли еще в апреле в штате Миссури. В их квартире была обнаружена масса фотографий Бонни Паркер и Клайда Бэрроу.

На снимках влюбленные в театральных позах красовались с оружием в руках, разыгрывали сценки из своих грез. Причем на фото просматривался неплохой артистизм, образ красивой и романтичной жизни. Эти снимки тут же попали в газеты. Падкие на сенсации журналисты уголовной хроники нарисовали потрет идеальных преступников-робингудов, которые грабят богатых, чтобы отдавать деньги бедным.

На самом деле все было не так весело. 30 апреля во время налёта на магазин был убит его владелец. Пятого августа Бэрроу с подельником в одном из баров Стрингтауна расстреляли шерифа с помощниками. 11 октября Клайд убил владельца еще одного магазина – за 28 долларов и продукты.

Известность добавила им проблем: мотели и рестораны были для них закрыты. Как, впрочем, и крупные города. Полтора месяца после побоища в Айове Паркер, Бэрроу и их подельник Джонс старались не светиться, совершая только мелкие грабежи, добывая деньги на повседневные нужды. В “стране городов” они спали в лесу у костра, мылись в реках. В особо тяжелые дни питались пойманной рыбой.

Общественное мнение повернулось против банды только после нападения на техасскую тюрьму Истхэм в январе 1934 года. Нападение спровоцировало массовый побег заключённых, во время которого был убит офицер охраны. К пенитенциарной системе штата выкатили претензии: на свободе оказалось множество рецидивистов! Это уже был вызов системе.

23 мая 1934 года группа “охотника за головами” Френка Хеймера организовала засаду на сельской дороге в Луизиане. Бывший рейнд­жер точно знал, кто там проедет. Шесть человек расстреляли “Форд” бандитов. В трупе Клайда Бэрроу судмедэксперты насчитали более 50 пуль, в трупе Бонни Паркер более 60.

История Бонни и Клайда напрямую связана с Великой депрессией – растянувшимся почти на десятилетие экономическим кризисом, который обрек на нищету миллионы американцев. Их протест вытек в таком направлении. И, как ни странно, они были немедленно овеяны ореолом романтики. Кровь лишь добавила немного муара. Это дело было привычным: в это же время в Америке действовал “сухой закон”, на котором расцвела эпоха гангстеров…

 22 августа, в городе Талгаре Алматинской области было совершено разбойное нападение на отделение Kaspi Bank. Двое мужчин проникли через крышу здания. Забрали они 40 миллионов тенге. И пропали. 

Поначалу ограбление стало шоком для общества. Таких вооруженных нападений в стране не было давно. Поражает другое. Судя по высказываниям людей в социальных сетях, отношение к грабителям банков – нейтральное! Этот случай даже не стал сенсацией. Через месяц про него уже забыли. Кроме самого банка.

Каждый второй казахстанец сталкивался с банками и знает, как жестко они могут обойтись с тем, кто не сумел расплатиться с кредитом. Банк может отобрать машину, выбросить человека на улицу. И никого не интересует, что заемщик сам пришел, сам подписывал договор.

Главное, общество уверено: банк делает все не по-человечески. И когда появляется грабитель, то к нему отношение будет не как к уголовнику, а как к человеку, воздающему по грехам. Бог наказал! И всё тут.

Гораздо больше обывателя возмущает воровство чиновников. Судебные процессы, когда сажают министров за казнокрадство, привлекают внимание. И еще большее негодование вызывает, когда уже осужденные выходят на свободу, не отсидев положенные годы, а заплатив штраф. Ведь и эти деньги были получены не совсем законным путем. Так уверен обыватель.

Все это следствие расслоения общества по доходам. Возмущает его даже формулировка – средняя зарплата. Настолько сильно этот показатель отличается от реального дохода простого человека. И чем сильнее будет расслоение, тем лучше будут относиться люди к грабителям. Образ Робина Гуда убить невозможно.