“Расстрелять!”
Шахтерский край еще не оправился от шока, хотя трагедия произошла неделю назад. Под всеми новостями, касающимися происшествия в Сатпаеве, в комментариях до сих пор кипят эмоции и споры. Одни винят родителей, “недоглядевших” за своим чадом, другие – головорезов, под предлогом народного гнева устроивших погром, третьи – полицейских, которые не отдали на самосуд извращенца. Некоторые вспоминают, что именно из Жезказгана и Сатпаева много радикально настроенных жителей уехали на войну в Сирию.
Но громче всех в этом яростном потоке мнений звучат голоса тех, кто требует ввести смертную казнь для педофилов.
Люди пишут, что устали каждый божий день читать в новостных лентах об очередной сломанной судьбе изнасилованного ребенка и боятся отпускать своих детей гулять без присмотра, что не хотят, чтобы на их налоги содержали нелюдей, способных покуситься на святое. А сатпаевцы – те самые, что были очевидцами страшного происшествия, призывают начать сбор подписей за отмену моратория на смертную казнь в Казахстане. Их поддерживают многие. “Зачем содержать таких людей в тюрьме на наши деньги?” – задаются вопросом комментаторы. “Подумайте, почему народ так повел себя? Да потому, что в стране постоянно эти педофилы калечат детей, их сажают, проводят химическую кастрацию. Но ни тюремный срок, ни кастрация не останавливают других уродов от сексуального насилия. Это недейственная мера! Нужно вводить смертную казнь!”. “Эти уроды рассчитывают на гуманный суд, когда совершают свои грязные дела. А вот если бы прилюдно, на площади их казнили, чтобы все видели казнь! Тогда бы боялись…”. И таких мнений – сотни.
Чтобы понять, что же вызвало такую радикализацию взглядов в обществе, нужно восстановить хронологию событий.
Глазами очевидца
…О том, что в маленьком шахтерском городке исчезла из двора 5-летняя девчушка, стало известно вечером, 23 июля. Волонтеры рассылали в соцсетях и мессенджерах фотографии малышки, и в считаные минуты жители 60-тысячного городка организовали отряд добровольцев для помощи в ее поисках. И вскоре у подъезда, откуда пропал ребенок, собралась толпа сатпаевцев.
– В нашем городе новости разносятся мгновенно, и к 9 часам вечера в четверг все уже знали, что в подъезде дома по улице Ердена пропал ребенок, – рассказала “КАРАВАНУ” жительница Сатпаева Жанил РУСТАМБАЕВА. – Мне рассказали, что девочка с родителями приехала из Жезказгана на поминки – у ее мамы умер брат. Около 6 часов вечера вместе с другими детьми она вышла поиграть во двор. Погуляла примерно до 20 часов, потом захотела домой. Вошла в подъезд и пропала. Обыскали весь подъезд, ее нигде не было. Отец побежал в полицию, написал заявление.
По словам Жанил Акылбаевны, стражи порядка среагировали незамедлительно – тут же приехали и начали поквартирный обход с последнего этажа.
– Все соседи их пускали: заходите, смотрите. Когда же дошли до первого этажа, то в ту квартиру, где находился ребенок, сначала не достучались, а потом дважды заходили, но тщетно.
Говорили, девочка была усыплена, сложена, как гуттаперчевая кукла, в углу, закидана тряпками, чтобы ее не было видно. И полицейские ее не заметили.
А хозяин квартиры еще и ругался, грозился пожаловаться начальству. Мол, что ходите всё время?
Наша собеседница рассказывает, что к подъезду по улице Ердена, где пропала девочка, она не ходила, но была на связи с подругой, которая находилась в самой гуще событий.
– Мне подруга рассказала, что, пока полицейские ходили по квартирам, у дома собралась огромная толпа – сотни сатпаевцев. Все ждали результатов. И вдруг ближе к часу ночи на первом этаже загорелся свет в окне, а на фоне окна возник силуэт мужчины с голым торсом. В толпе сразу раздалось много голосов: “Она там!”. Что это было – интуиция или просто эмоциональное напряжение, неизвестно. Но несколько крепких парней тут же забрались на карниз к тому самому окну. Затем была секундная заминка, мужчины засомневались, как проникать в чужую квартиру? Но из толпы их подбодрили: “Мы будем свидетелями, вы ничего оттуда не возьмете же!”. Тогда они выбили стекло и залезли. А еще чуть позже раздались крики: “Она жива!”. И девочку вынесли, накрытую полотенцем, без сознания.
Атмосфера в тот момент была шизофреническая: кто-то смеялся, кто-то плакал, кто-то аплодировал.
Толпа расступилась, ребенка увезла скорая. Говорили, девочку, связанную скотчем, без сознания, нашли за диваном.
Полиция против суда Линча
После этого люди, по словам нашей собеседницы, не разошлись по домам. В ярости разгромили квартиру, в которой был найден ребенок, – искали виновника, но так его и не нашли. Стали требовать у полицейских отдать педофила в руки толпы, но те твердили, что не могут этого сделать, преступник будет наказан по закону.
– Оказалось, что полицейские вывели педофила из подъезда, переодев в полицейскую форму, и увезли, – поделилась Жанил Акылбаевна. – И тогда толпа двинулась к зданию полицейского управления.
Между тем Интернет переполнен видеороликами, снятыми жителями злополучного дома по улице Ердена и свидетельствующими о том, что намерения отдельных участников тех роковых событий были отнюдь не миролюбивыми не только по отношению к виновнику трагедии.
В толпе звучали призывы: “Поджигай!”. А наиболее рьяные молодчики ломились в квартиры ни в чем не повинных и насмерть перепуганных жильцов.
– Говорили, что в той квартире жили пожилые муж с женой и их сын – наркоман. Жена вроде как была на даче в тот день, мужа увезла полиция, а где был сын – непонятно. Поэтому многие мужчины кинулись искать его, считая, что он тоже может быть причастен к преступлению.
Жанил Рустамбаева, по ее словам, приняла непосредственное участие в событиях ночи с 23 на 24 июля ближе к утру.
– Я подошла к 6 часам утра, когда толпа была у здания полиции. Там уже в ход шли булыжники – орудие пролетариата. Я и еще несколько женщин пытались уговорить парней не делать этого, но нас не слушали. Камни летели в окна, кто-то начал поджигать машины, а меня парень-полицейский завел в здание. “Вы что, тате? – говорит. – Зайдите, это же опасно”. Мне этих ребят так жалко было, они выполняли закон и свой долг. Говорили: “Мы потеряли, и они потеряли. А что дальше будет, завтра покажет”. Почему действующие методы борьбы с педофилами в Казахстане не работают - отечественные эксперты
Надо отдать должное стражам порядка, в ту ночь они сделали всё возможное, чтобы не допустить торжества анархии. Бесстрастные видео-архивы хроники той ночи хранят кадры, на которых начальник управления полиции Жезказгана Амангельды КУРМАНОВ, приехавший на место происшествия в гражданской одежде, пытается уговорить оголтелую толпу отступить. А после получает нежданный удар сбоку, затем на него набрасываются несколько человек. Под градом ударов полицейский отходит в сторону.
На следующий день в обсуждениях в Интернете звучали обвинения в адрес полицейского: мол, он был нетрезв и в гражданской одежде. В ответ Амангельды Курманов записал видеообращение, в котором рассказал о событиях той ночи и заявил:
“…Понимая, что народ меня не слышит и людей невозможно переубедить, я принял на себя их все негативные эмоции и чувства. В этот день никаких спиртных напитков я не употреблял”.
Опасность же в ту ночь была далеко не призрачной. Об этом свидетельствуют растиражированные в соцсетях видео разбитых полицейских машин и горящих – гражданских.
Из официальных источников…
События в Сатпаеве заставили не только мобилизовать все полицейские силы, но и вмешаться руководству региона и страны. 24 июля аким Карагандинской области Женис КАСЫМБЕК вылетел в Сатпаев. Ознакомившись с ситуацией, он обратился к жителям города с просьбой действовать только в рамках правового поля. “К сожалению, в Сатпаеве в ночь происшествия был нанесен ущерб ни в чем не повинным людям, – отметил Женис Касымбек. – Для того чтобы остановить нарушителей порядка, на место был стянут личный состав. Я понимаю и разделяю возмущение, которое переполняет сердца наших граждан. Но все же мы живем в правовом государстве, поэтому нужно взять эмоции в кулак и рассматривать случившееся в правовом поле”.
Он напомнил, что подозреваемый в преступлении задержан и, если будет доказана его вина, понесет самое суровое наказание. “Дело о похищении пятилетней девочки в Сатпаеве находится на личном контроле Президента страны Касым-Жомарта ТОКАЕВА”, – заявил глава региона. Он сообщил также, что пострадавшая находится дома с родителями, за ее здоровьем следят лучшие специалисты.
В тот же день выступил с заявлением и главный полицейский страны Ерлан ТУРГУМБАЕВ: “По данному факту начато досудебное расследование. Проводятся следственные действия, назначены необходимые экспертизы. Его действия квалифицируются по двум статьям Уголовного кодекса – похищение человека, изнасилование малолетней. На происшедшее остро отреагировали жители города. Они собрались на месте происшествия. Отдельными лицами были предприняты попытки совершения хулиганских действий, умышленного повреждения имущества. Все эти действия полицией были пресечены. В настоящее время обстановка в Сатпаеве стабильная, ситуация находится под контролем. Все нарушители общественного порядка в городе Сатпаеве полицией будут установлены и привлечены к ответственности в соответствии с законом”.
Чуть позже стало известно: суд санкционировал подозреваемому в похищении и изнасиловании ребенка в Сатпаеве арест на 2 месяца.
Хотя адвокат просил оставить его на свободе и обеспечить охрану в связи с агрессией населения. Аргументируя просьбу, защитник указал, что мужчина имеет ряд заболеваний. Однако судья Серик ИСАБАЕВ не внял просьбе адвоката.
Не осталась в стороне от резонансного дела и омбудсмен по правам ребенка Аружан САИН, которая заверила, что также берет это дело на свой личный контроль. Она рассказала, что держит связь с матерью ребенка, а также с министром МВД Ерланом Тургумбаевым. Уполномоченный по правам ребенка обратилась к чиновникам с просьбой предоставить пострадавшему ребенку ювенального адвоката и хорошего психолога, участие которого в подобном деле обязательно. “Будем добиваться максимальной ответственности каждого, кто совершает такие преступления против детей”, – написала она на своей странице.
Советник Президента Ерлан КАРИН в своем Telegram-канале напомнил, что ужесточение наказания для насильников детей по инициативе главы государства произошло в прошлом году. С 1 января 2020 года насилие из средней тяжести было переведено в тяжкое преступление. За насилие против детей, не достигших 14 лет, предусматривается наказание до 20 лет лишения свободы либо пожизненное заключение. 3 взрослых мужика полгода насиловали девчонку, глядя на минарет: что происходит в селе Караоткель "прославившийся" жутким изнасилованием
Кроме того, недоносительство, укрывательство, фальсификация фактов педофилии относятся теперь к тяжким преступлениям с максимальным лишением свободы на 6 лет.
Трагическое дежавю
Вместе с тем многие общественники разделяют мнение казахстанцев, требующих введения смертной казни за педофилию. Руководитель общественного фонда “Не молчи” Дина СМАИЛОВА считает, что реакция сатпаевцев на изнасилование ребенка была вполне ожидаемой. По ее словам, это связано с тем, что часто насильники избегают наказания, а много дел остаются нераскрытыми.
Ее точку зрения разделяет и Жанил Рустамбаева.
– В соцсетях некоторые называют сатпаевцев маргиналами, – эмоционально высказывается она. – Да сами вы маргиналы! Вы не были там, на месте, не плакали в ожидании новостей: нашли – не нашли, жива – не жива? Не видели беззащитного, растерзанного ребенка, накрытого полотенцем. Да у людей просто крышу снесло от мысли о том, что этот гад сделал с бедняжкой! И потом все же понимали: если бы девочку сразу не нашли, преступник не оставил бы ее в живых, ведь она свидетель!
Есть, по словам нашей собеседницы, и еще одно объяснение вспышки ярости сатпаевцев, решивших линчевать педофила.
– Ведь это уже третий случай в нашем городе, на моей памяти, – говорит Жанил Акылбаевна. – Первый раз всем городом искали девочку, родители у нее были глухонемые, ничего даже объяснить толком не могли. Нашли живой, но разве это жизнь? Жизнь ребенку поломал насильник! Второй раз, ровно 3 года назад – 23 июля 2017 года, 50-летний мужик изнасиловал 5-летнюю девочку в своей квартире. Да, его поймали, посадили пожизненно. Но что толку?! Той девочке уже четвертую операцию сделали, она теперь инвалид на всю жизнь! Я хорошо знаю ее бабушку, мы с ней жили в одном дворе. Она говорит, что с того дня не стало счастья в их семье.
Кстати, в том случае, о котором вспоминает жительница Сатпаева, также имел место самосуд. Только со стороны сотрудника полиции.
– Молодой сержант, увидев девочку, всю в крови, не выдержал. Избил педофила прямо в кабинете, сняв на видео. А кто-то это видео в Сеть выложил. Так на него уголовное дело завели, хотели посадить. Мы всем городом его отстаивали, вся страна нас поддержала. Все видео записывали в его защиту. Закончилось тем, что парня просто уволили из органов и дали условно.
Жанил Рустамбаева уверена: желание расправиться с педофилом лично вполне естественно при таких обстоятельствах, какие имели место 23–24 июля этого года. А чтобы погасить в умах людей мысли о самосуде, нужно вернуть смертную казнь.
– Если надо, мы подписи соберем. Если надо, проведем референдум. Но больше терпеть уже невозможно – это рубеж!
“Мы хотим забыть…”
О том, что думают по этому поводу родители пострадавшей малышки, можно только догадываться. Тем не менее они нашли в себе силы обратиться к соотечественникам с публичным заявлением, в котором благодарят людей за неравнодушие и просят быть сдержаннее. Приводим полный текст их обращения, без правок и купюр.
“В первую очередь мы – семья Сулеймен в лице родителей Манара и Отеубай – хотим выразить благодарность волонтерам и общественности города за проявленное неравнодушие и помощь в поиске нашей дочери. Благодаря вам мы смогли найти Айсезим оперативно.
Спасибо вам за слова поддержки в адрес Айсезим и нашей семьи. На сегодняшний день состояние дочери оценивается как хорошее. С нами ежедневно работают психологи и профильные врачи. Ежедневно мы поддерживаем связь с уполномоченным по правам ребенка в РК @aruzhan_sain, она оказывает помощь в части поиска необходимых специалистов, больницы для реабилитации, а также помогает в организации правовой защиты и адвокатов.
Отдельную благодарность выражаем ТОО “Корпорация “Казахмыс” за оказываемую в данный момент помощь. Руководство компании приняло решение покрыть все расходы на реабилитацию и восстановление Айсезим. В финансовой помощи мы не нуждаемся.
До нас дошла информация об организованном @gulyana.mamachica сбора средств для реабилитации Айсезим. Гульяна не связывалась с нами, согласие на организацию сбора мы не давали.
Мы понимаем, что, возможно, она хочет помочь нам и поддержать, но, я повторюсь, в финансовой помощи наша семья не нуждается. Корпорация оказывают полную психологическую и финансовую поддержку.
…В конце хотелось бы попросить перестать тиражировать фотографии нашей дочери, обсуждать это в комментариях и распространять различную недостоверную информацию. Мы хотим поскорее забыть то, что произошло. Огромная просьба не организовывать сборов, различных собраний. Мы не хотим, чтобы наша беда стала причиной других бед – это ложится огромным ударом на нашу семью и с каждым разом напоминает о том злополучном дне.
Спасибо всем!”.
Караганда