Культурная эвакуация обернулась для Алматы, по сути, культурной революцией. Согласно данным “Киноэнциклопедии Казахстана”, сюда в годы войны приехали около трех тысяч кинематографистов. Мы побывали в двухэтажном доме, где в годы войны обосновались знаменитые кинорежиссеры Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Михаил Ромм и другие, сейчас там салон французских интерьеров. То, что Алма-Ата неожиданно превратилась в “советский Голливуд” – заслуга эвакуированных. С 1941 по 1944 год здесь было создано 23 художественных и 10 короткометражных фильмов.
– 23 – это огромная цифра, в 1970–1980 годы мы снимали по 6–7 фильмов в год, – говорит главный редактор “Казахфильма” писатель Дидар АМАНТАЙ. – В августе 1941-го первая съемочная группа из числа эвакуированных выехала в Алматы. В ноябре сюда приезжают “Мосфильм” и “Ленфильм”. Вместе с Алма-Атинской студией художественных фильмов они образовали Центральную объединенную киностудию Союза (ЦОКС).
Алма-Ата и область стали натурой для съемок, здесь имитировали и Москву, и Ленинград. Режиссеры вспоминали, как трудно было “гримировать” казахстанскую природу под российскую. В условиях дичайшего дефицита помещений киношникам выделили единственный в городе Дворец культуры, гостиницу, новый жилой дом, кинотеатр “Алатау”. По воспоминаниям Михаила Ромма, “этому маленькому городу предъявили огромный и тяжелый счет”. В павильонах снимали только по ночам, так как делили электроэнергию с промышленными предприятиями. Режиссер Леонид Трауберг вспоминал, что их студия “Ленфильм” не была такой продуктивной, как “Мосфильм”, в Алма-Ате им не хватало профессионального оборудования и рабочих групп. По его же словам, лучшим из фильмов ленинградцев был “Она защищает Родину” Фридриха Эрмлера. Однако главным достижением ЦОКСа по праву считается “Иван Грозный” Сергея Эйзенштейна с Николаем Черкасовым в главной роли. Тот проводил массу времени в поезде, курсируя между Алма-Атой и Новосибирском ради этих съемок. На “Ивана Грозного” были стянуты лучшие силы эвакуации, и это единственный фильм, на котором не экономили и не торопили со сроками сдачи. Музыку к картине написал эвакуированный в Алма-Ату легендарный композитор Сергей Прокофьев.
– Многие квалифицированные специалисты остались работать в Алма-Ате после войны, они и составили костяк позже созданной объединенной киностудии художественных и хроникальных фильмов, – продолжает Амантай.
Знаменитые режиссеры и актеры встречались с ранеными – в Алма-Ате было 12 госпиталей. В музее Алматы хранится кинохроника, где звезда советского экрана Любовь Орлова выступает в военном госпитале, он тогда находился в школе № 28. Эту школу окончила первая казашка Герой Советского Союза Маншук Маметова.
Кроме того, знаменитые режиссеры преподавали студентам во ВГИКе, который тоже переехал на время Великой Отечественной войны.
В Алма-Ате звездных эвакуированных принимали по распоряжению из Москвы, были созданы специальные комиссии с указанием, куда распределить, какие условия создать. И все равно было ужасно тяжело, обеспечения катастрофически не хватало. Поэт Владимир Луговской называл Алма-Ату городом снов и тот сложнейший период его жизни описал в поэме, посвященной городу:
Мое жилье. О, Боже! Дом искусства, без электричества, без лампочек, без печек.
Набитый бесприютными людьми. Войдешь – ударит духом общежития.
Актеры спят, покрывшись чем попало.
Мигают одноглазые коптилки, а все-таки как прежде жив курилка.
Жив человек. Его не одолеешь ни холодом, ни голодом, ни смертью, ни разговорами!
– Где-то голодали, в очередях стояли, тут был тиф, многие болели, люди умирали, но, несмотря на трудности, они продолжали творить, – говорит сотрудница Музея истории города Алматы Гульмира БИЛЯЛОВА.
В столице Казахской ССР обустроилась в те лихие годы целая писательско-поэтическая армия: Константин Паустовский, Алексей Толстой, Ярослав Смеляков, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Михаил Зощенко, Константин Симонов… Они были классиками советской литературы еще до военных лет. Толстой в Казахстане работал над трилогией “Иван Грозный”, а Михаил Зощенко – над повестью “Перед восходом солнца”.
– Например, известного прозаика Паустовского в годы войны приютил у себя дома наш писатель Мухтар Ауэзов, – продолжает Гульмира Билялова. – Но многие жили в гостиницах, в домах искусств.
По словам краеведа Владимира Проскурина, писатель-натуралист Максим Зверев вспоминал, что “группа ленинградских литераторов обжила даже помещения Алма-Атинского зоопарка, потеснив экзотических животных”. И хотя жили очень сложно, не все было по нраву, но выжили, и искренняя благодарность от эвакуированных писателей нашла отражение в их произведениях. Такими строками из стихотворения Евгения Долматовского “Казахстан” и хочется закончить:
Республика! Могли ль не полюбить мы
Твоих садов цветущих красоту?
И если б там возникло поле битвы,
Мы отстояли бы твою Алма-Ату.